Подвеска языка колокола

Jul 06, 2017 20:28








Если бы не название статьи, не каждый, наверное, догадался бы - зачем нужны эти железки. Да и в разобранном виде они слабо ассоциируются со словом "подвеска". Поэтому хочу показать, как я их собирал.

Сначала о цели, которой мне нужно было добиться:

максимально надёжно подвесить язык колокола средних размеров (2-5 тон, вес языка примерно 1/30 веса колокола), обеспечив долговечность подвески, удобство обслуживания подвески, а также удобство управления языком, учитывая, что управление колоколом осуществляется как с педали в закреплённом положении языка, так и в свободном состоянии языка, когда нагрузки на подвеску и особенно сила трения значительно возрастают.

Шаг 1. Подготовка материалов и предварительные замеры
  • Очевидно, что обычные канаты, которые приходится наматывать в несколько слоёв, для этого подходят плохо по следующим причинам: связка оказывает немалое сопротивление при звоне свободным языком, каждый отдельный канат достаточно быстро протирается, контролировать состояние подвески затруднительно - плохо видно состояние каждой отдельной нитки, создаётся иллюзия того, что всё в порядке, в то время, как всё "висит на ниточке". Поэтому я выбрал стропу (ленту), из которой делают автомобильные тросы.
  • Нагрузка стропы на разрыв многократно превосходит требуемую (тонны), наверное, и к трению устойчивость неплохая, но, чтобы исключить эту проблему, я решил положить на кольцо крепления языка "прокладку" из листовой стали, на которую уже подвешивать стропу. Понятно, что стропу в узел не завяжешь, поэтому лучше сделать из неё двойное кольцо, которое зажать металлическими пластинами.
  • Ширина прокладки должна быть чуть больше ширины стропы. В идеале края пластины должны быть слегка загнуты - это видно на фотографиях ниже - что достигается ковкой.
  • Ширина/толщина пластин и количество скрепляющих болтов зависит от нагрузки. В одной пластине надо нарезать резьбу, но для надёжности использовать в креплении и гайки. Поскольку абсолютно точно совместить дырки в пластинах вряд ли получится, диаметр дырок в той пластине, где не будет резьбы, надо сделать на 1 мм больше. На внутренней стороне пластин желательно сделать насечку - для увеличния силы сцепления со стропой.
  • Пластины и прокладку необходимо покрасить.
  • Необходимо предварительно оценить длину подвески, чтобы правильно отмерить кусок стропы, и размеры кольца крепления, чтобы правильно выбрать ширину стропы и прокладки. Лично я моделировал подвеску сначала из полоски обычной ткани.
  • Кольцо крепления и/или внутреннюю поверхность прокладки нужно будет намазать солидолом или любым видом тех.вазелина, который следует заранее подготовить.
  • Хорошее правило - при любой подвеске делать также страховочныю подвеску, дополнительное кольцо из стального троса, которое свободно висит, не мешая звону, но "если вдруг что" удержит оборвавшийся язык. Страховка пригодится и при смене подвески. Для неё необходим кусок троса и 2-3 зажима соответствующего размера.
Шаг 2. Предварительная сборка

Вот как подвеска выглядит в предварительной сборке. Ширина прокладки чуть больше ширины стропы. Ширина/толщина пластин и количество скрепляющих болтов зависит от нагрузки.




Без предварительной сборки лучше за подвеску не браться. Действовать методом проб и ошибок, стоя на стремянке под колоколом - плохая практика.

Теперь задействуем стропу. Два слоя не потому, что резерва прочности в 7,5 тон не хватит, а просто для того, что если когда-нибудь один слой каким-то образом выйдет из строя, то язык останется надёжно висеть на втором слое, что даст возможность не спеша подготовиться и заменить подвеску. Важный момент - концы строп. Они, как вы видите, загнуты, загибы прошиты (вручную леской или нитью) и в них вставлены тонкие болты или металлические стержни. Это нужно для того, чтобы не закручивать болты на пластинах с максимально возможным усилием - если со временем подвеска слегка "провиснет", то в конечном итоге данные загибы намертво затормозят провисание. Однако, чтобы это обеспечить, следует точно измерить требуемую длину стропы.




На фотографии моделирование выполнено несколько небрежно - на самом деле при закреплении загибы должны быть практически у края пластины, как видно на последней фотографии.

Итак, с учётом загибов, получается, что нам нужно зажать 5 слоёв стропы. Да-да, именно пять, а не шесть, как может показаться - смоделируйте и убедитесь! Исходя из этого можно оценить и необходимую длину болтов.
Шаг 3. Крепление подвески и страховочного кольца

После моделирования всё должно получиться быстро и качественно. Перед окончательной сборкой нужно намазать кольцо крепления и/или внутреннюю поверхность прокладки солидолом или любым видом тех.вазелина. Также нужно постараться, чтобы два кольца стропы были максимально близки по размерам, тогда нагрузка хотя бы немного будет распределялась между ними.




В данном случае ширина ленты 75 мм, максимальная нагрузка ленты на разрыв - 7500 кг, толщина 3 мм. Толщина пластин 5 мм. Диаметр болтов - 10мм. Толщина страховочного троса - 8 мм, вес колокола 2 тонны, вес языка - около 70 кг. Очевидно, что подвеска выдержит и гораздо более тяжёлый язык, поэтому, учитывая наличие стопорящих загибов стропы, решено было не делать в стропе дырку и обойтись без среднего стягивающего болта.

Шаг 4. Дополнительные действия после сборки

Теперь нужно проверить подвеску в действии и дать ей "отвисеться".
Если претензий нет, освобождаем прокладку - как вы, наверное, заметили, она была прикреплена к пластине двумя небольшими болтиками. Это было нужно исключительно для удобства сборки/крепления. Однако такое крепление уменьшает степень свободы подвески, что нехорошо для звона со свободным языком, поэтому болтики откручиваем.
Дополнительная информация


подвеска, звонница, настройка, колокола, bells, belfry, bell maintenance, колокольный звон, обслуживание

Previous post Next post
Up