Продолжая публикации о звонильной программе Московского Пасхального фестиваля я собрал в этом сообщении все три звона, которые звонил на фестивале 23 апреля 2017 года
на колокольне храма святителя Николая в Голутвине.
Праздничный звон.
Cпецифика звона заключается в том, что во время звона меняется стиль ударов в большой колокол, свободным языком которого управляет отдельный звонарь: сначала удары производятся в один край, затем по сигналу солирующего звонаря (ритмический ход и знак рукой) начинаются удары в оба края, то есть вдвое чаще. Меняется не только длительность звуков, но автоматически увеличивается и темп - примерно со 110 четвертей в минуту до 120-125. Во-первых, звонящий в Большой колокол должен стабилизировать новый темп максимально быстро, во-вторых солист должен быстро и незаметно подстроиться под него. Через некоторое время по другому сигналу удары снова начинают производиться в один край - опять же с автоматическим изменением (понижением) темпа и стиля звона. Такой приём даёт дополнительную возможность варьировать эмоциональную насыщенность звона. Если мы звоним перед службой, то меняем стиль дважды и заканчиваем звон более уравновешенными ударами в один край. Если звон после службы, то смена стиля/темпа производится трижды и звон завершается с ударами в оба края.
Click to view
Работа над ошибками: *следует чуть больше сдерживать свою эмоциональность,
именно она стала причиной того, что я периодически немного забегал вперёд Большого колокола.
*Удары в подзвонные при игре двумя руками необходимо сделать акцентированнее, но мягче.
*Глиссандро левой рукой выполнять медленнее, тогда они прозвучат мелодичнее.
*на переход правой рукой от подзвонных к зазвонным тратить вдвое больше времени.
Пока что звон не получил имя храма, поскольку нуждается в доработке.
~ ~ ~
Предначинательный звон
Основан на ритмической структуре 103 (Предначинательного) псалма греческого распева,
с которого начинается Всенощное бдение.
Использованы четыре куплета и два припева:
Благослови, душе моя, Господа / Благословен еси, Господи
Господи, Боже мой, возвеличился еси зело / Благословен еси, Господи
Во исповедание и в велелепоту облеклся еси / Благословен еси, Господи
На горах станут воды / Дивна дела твоя, Господи
Откровенно говоря, звон этот я недоучил, поэтому не стал звонить более сложную вторую часть -
вариацию, исполняемую только на подзвонных колоколах. Значит будет ещё и публикация полного звона!
Click to view
Такие звоны показывают, в частности, что в качестве источника вдохновения
для создания звонов можно и до̀лжно использовать церковные песнопения.
~ ~ ~
Вариации на тему Юбилейного звона Ростова Великого.
Безусловно, это НЕ Юбилейный звон, никак не его повторение. И не попытка позвонить строго в Ростовской традиции.
Click to view
Работа над ошибками: *следовало взять чуть менее быстрый темп,
в результате не смазалось бы вступление, исполнение стало бы ровнее, а звучание мягче.
Дополнительная информация