Использование компьютерных технологий для моделирования, создания и разучивания православных колокольных звонов.
Тезисы моего доклада на втором международном научном семинаре "Язык, музыка и компьютерные технологии", 17-19 апреля 2017. Санкт-Петербург
Работа звонаря на колокольне отличается выраженной сольной спецификой. В его распоряжении находятся несколько групп колоколов, управляемых, как руками, так и ногами. Православный звонарь занимается как сочинением и разучиванием звонов, так и их адаптацией к различным звонницам, обладающим уникальными наборами колоколов. Традиционно звонари мало уделяют внимания нотной грамоте и компьютерным технологиям по той причине, что классическая нотная запись православных звонов считается невозможной. В данной работе предложена техника нотной записи звонов, названная «линейной партитурой» и рассмотрены шаги её поэтапного совершенствования с использованием компьютерного моделирования для сочинения, разучивания звонов и их адаптации к различным звонницам.
Главное, чего необходимо добиться, это
- понятность, лёгкая читаемость колокольной партитуры, поскольку классическая (звуковысотная) форма записи для этого совершенно непригодна;
- адекватное воспроизведение партитуры на компьютере, максимально приближенное к реальному звучанию колоколов.
Инструментами обеспечения этого являются нотная грамота, компьютер и музыкальный редактор партитур.
1) Понятность и читаемость колокольной партитуры обеспечивается следующими правилами линейной записи (упрощённо):
- количество нотоносцев равно количеству групп колоколов, в соответствии с принятым делением (классификацией) на конкретной звоннице;
- нота-колокол записывается на линейке, символизирующей в данном случае трос/педаль управления колоколом;
- количество линеек нотоносца равно количеству колоколов в группе.
Глядя на такую партитуру, звонарь получает чёткое указание как звонить.
Для проигрывания звона в музыкальном редакторе необходимо выбрать один из инструментов в библиотеке звуков, которые, как правило представлены в виде так называемых sounfont - midi-инструментов, сгенерированных на основе записей реальных инструментов. Поскольку линейная запись никак не связана с реальным звучанием колоколов в данном случае мы получим лишь адекватное воспроизведение ритмического рисунка звона.
2) Для приближения воспроизведения звона к реальному звучанию колоколов как минимум необходимо, чтобы ноты линейной партитуры звучали в соответствии основными тонами колоколов. Для этого написана программа подстройки партитуры, которая соответствующим образом меняет высоту звучания нот партитуры. Для её настройки нам необходимо знать значения основных тонов колоколов, которые можно измерить самостоятельно или узнать на колокололитейном заводе.
3) Следующим этапом совершенствования технологии является генерирование собственного midi-инструмента на основе записей колоколов конкретной звонницы. Для этого дополнительно необходимы записи звучаний колоколов.
4) В качестве дальнейшего совершенствования технологии предлагается использование в музыкальном редакторе реальных записей колоколов безо всяких трансформаций. Для этого наилучшим образом подходит использование soundfont типа sfx. В данном случае также необходимо иметь записи звучаний колоколов, уже нет необходимости в программе подстройки партитур и знании основных тонов колоколов.
В докладе с подробными аудио- и видео- иллюстрациями описаны детали реализации технологии, и её практического применения в повседневной деятельности православного звонаря. Сделан вывод, что наиболее эффективным и простым является использование варианта 4). Даны направления дальнейшего развития предложенной технологии для моделирования, создания и разучивания православных колокольных звонов.
* * *
(Иванов О.И.)
Пример использования технологии согласно варианту 4)
Линейный шаблон для записи партитур для звонницы Данилова монастыря Click to view
О семинаре Программа семинара