Григор Нарекаци о "таинстве клепала"

Jul 07, 2015 01:29



"Ты ударил по орудиям возвещения3
И мы опомнились, поднялись и восстали
Из оцепенения, смерти подобного."
(Г.Нарекаци)

"После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе,
и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы,
говоривший со мною сказал: взойди сюда..."
(Откр 4:1)

Нет необходимости погружаться в труды музыковедов или мистиков, чтобы убедиться в магической силе колокольного звона. Даже простые размеренные удары благовестника (одного из самых больших колоколов на звоннице) способны привести тело и душу человеческие в особое состояние, в котором человек не только испытывает мощные эстетические переживания, но и осознаёт и переоценивает своё бытие, принимает важные решения и, в конечном итоге, меняет свою жизнь.

Однако колокола и звонницы не сразу появились в церквях. Когда-то давно им предшествовали била и клепала - особой формы доски или металлические пластины, звук которых, пусть и не столь мощный, как у нынешних колоколов, производил не меньшее, а может быть и большее воздействие - звуки в древности воспринимались иначе, чем в наше время. Свидетельством тому является глава 92 величайшего творения христианской Армении и шедевра мировой литературы - «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци, завершённой в 1002 году. Иногда эту книгу называют второй по значению книгой в Армении после Библии. С.С.Аверинцев писал о значении «Книги скорбных песнопений» для армян: «Место «Книги скорбных песнопений» Григора из Нарека не только в традиционной армянской культуре, но и во всей традиционной армянской жизни не с чем сравнить. Сборник, законченный в самые первые годы XI века, из столетия в столетие переписывали наравне с Библией, стремились иметь чуть ли не в каждом доме. Целый народ принял поэзию Нарекаци к сердцу».

"Толкование таинства клепала - древа блаженного и благоденственного" в молитвенной форме называет клепало предметом исключительной святости. Нарекаци считает его не только "одним из богоданных сосудов, священных и главных", но и "знамением, ... повторно дарованным". Звон клепала несёт в себе "дар Духа Святого" - благодать. И в духе ветхозаветной традиции Нарекаци представляет звук удара в било как глас Бога, сравнивая его с трубным гласом - "Вот вострубила "труба великая"/ Восшел ты [при звуках] ее с благословением,". Само клепало Нарекаци сравнивает с древом самого Креста, на котором был распят Христос, противопоставляя клепало как символически осознанное древо Креста - ветхозаветному дереву познания добра и зла.




Глава 921
    Слово к богу из глубин сердца
Молитва, написанная в виде толкования таинства клепала2 -
   древа блаженного и благоденственного
1
Хвалу воссылаю тебе, о благий,
Человеколюбец единственный,
Создатель земли и небес,
Сын бога живого -
[Я], что памятью вожделенной любви твоей
Был пробужден, услышав
Призывный звон древа твоего.
Ты ударил по орудиям возвещения3
И мы опомнились, поднялись и восстали
Из оцепенения, смерти подобного.
Посему, словно бы влекомые
Зовом слова утешительного,
Мы пришли в час благодарственного молебна4,
Дабы с радостью предстать пред тобой
У алтаря воздаяния.

2
Слава тебе, имя беспредельное и могущество необъемлемое,
Что с такой изобретательностью
Попекся о спасении моем;
О восхваляемое естество нетленное,
Что чудом представил в посюстороннем образ грядущего.
Приятным орудием - нежно [голосым] деревянным клепалом2
Ты грозно прогремел против сна моего беспробудного,
Как если бы с нерадивой леностью моей
Смесил предостерегающую укоризну
И к кротости отцовской любви
Добавил грохот взрыва.
Ударом двух посредников2,
Заставившим нас вспрянуть,
Ты человеколюбиво продождил благодатью,
Ты не погрузил меня в сон,
Словом ласковым услаждая,
Но не устрашил также душу страждущую мою
Беспощадной суровостью.
Коленопреклонное обожание тебе, о творец всех,
Что уже ныне ясно явил нам
Образ страшного гласа великого дня воскресения,
Вернул к жизни из небытия неразумия адского,
Разыскал скудоумных и позвал к вину радости твоей7
И это сделал, дабы к твоей любви - [любви] жениха -
Подготовить невесту непорочную8.
Ты устрашил чудовищно дерзновенного малым рожном9,
// Возложив на плечи сатаны тяжкое ярмо обуздания,
И, [словно] сдерживающий нагубник,
Продел его сквозь челюсти злоречивого.
Пусть славится вечно безмерное величие твое,
О боже всевышний,
Ты - что грехи, [проистекшие от] древа10,
Преобразил в свободу благодати жизни твоей;
Нас, растерявших рассудок, вновь образумил
Духовной мудростью твоей;
Звоном клепала11 вечно, не давая забыть,
Поясняешь неисцелимость ударов его для змеи12;
[Тремя ударами била] в конце13
Кои означают троицу,
Ты делаешь еще крепче тройные оковы губителя моего.

3
Хвалы величальные с благоуханием ладана
Воссылаю тебе, о всепопечительный,
Ибо [средствами] боле искусными,
Нежели многобожие идолов лживых,
Ты изловил меня, обязав к поклонению тебе.
Сим древом благословенным, дивным и грозным
Ты истину возвестил;
Оно - достодолжный повод, коим ты превозвысил
Славу нового благовествования твоего;
Оно же - громкий голос на небе,
Облекающий во всеоружие воинство14 твое,
О господь Христос, царь кесарей государств земных,
Знак радости об окончании сражения твоего, Иисус,
В коем духовный фараон был схвачен и связан15.
Сей выструганный пласт [деревянный] -
Колотушка каждодневная
Над макушкой головы возгордившегося злотворца -
Созовет сынов Сиона на брань против владыки тьмы16;
Это - созижденный древле дом поклонения тебе, о боже;
Памятник, миром помазанный,
Что нетлим и неуничтожим17;
Весть, доносящаяся издалека,
Что предвозвещает время грядущего воздаяния;
Сродное подобие древа жизни в раю твоем, о боже;
Орудие благое, что призывает18
Не мешкая поскорее собраться под кровом благословенным;
Образ видимый древа познания,
Предназначенного различать добро и зло;
Напамятование. великое об освящении духом твоим святым
Моего чела знамением креста твоего;
Предвозвестник, благовествующий о славе пришествия твоего
К царице, что соблюлась для тебя, о царь святый;
Увещатель, побуждающий сонмы святых / / к ликованию,
И пречистый вдохновитель любви
Чрез слияние поцелуем духовным
С покрытой преславной завесою
Всеродной девой - царицей19;
Приготовитель украшений тайны,
Кои суть благолепие души;
Подобие глагола на [горе] Синай,
Что раздался оттуда, где был господь.
Им20и прославляемая неоскверненная и достохвальная,
Вечно девственная мать сыновей непорочных.

4
Ты разрушил клепалом, сломил
Жестокое самовластие Велиара
С силою большею,
Нежели труба21 [вострубившая] - Иерихон22;
Сей пращей деревянной ты камни метал в Голиафа23,
Ты сотворил из него (клепала) новое копье24 -
Грозного свидетеля погибели сатаны,
Ибо грехи, глубоко запустившие корни,
Ты вырвал орудием25 этим.
Мой долг забытых [добрых] дел
Ты благодатью сею26 привязал ко мне.
Коли я назову [клепало] иным гласом27 -
[Гласом], предвозвестившим пришествие слова твоего, о боже,
Не ошибусь, но истину скажу.
Сим слабым орудием вещным,
Но несущим [в себе дар] духа святого28,
Наивяще прославляется29 величие дел твоих, о Иисус;
Сим прибежищем беспокровным чудотворя,
Ты подавал земнородным тьмы [раз]
Помощь дарованную свыше.

5
Имя твое неизреченное исповедуемо,
О человеколюбец попечительный,
Таинством пения трисвятого благословенно,
О неначертаемый образ света,
Что знамением сим повторно дарованным30
Пускаешь вдаль плавно летящие,
Парящие в воздухе звонкие стрелы,
Кои в себе дух живой заключают.
Метко попадая ими
В темные умыслы лучника тайного31,
Ты навеки расточил их и сокрушил.
Как бы с высокого, мощного вала осаждаемой крепости,
Нерушимой и стойкой,
Отсюда, словно посланца покорного,
Ты посылаешь туда сражаться с врагом
Гулкие удары била по древу сему32.
Мановением повелевающего слова твоего, о великий,
Благодатью миропомазания,
Слиянной с [могуществом] крови твоей,
Ты отточил на бруске и заострил
Сей рог, разящий неистового гордеца;
Подобно спасительному [древу] креста твоего,
Под великим влиянием гулкого звона33 клепала34
Боле, нежели [от восклицаний] ангельских сонмищ,
Поколебались и сгинули верхи35 // упорства
Презренной и боязливой низости малодушного
Вместе с погибелью иудейских понятий36 и темного дома [их].

6
Славословие воссылаю тебе, о царь бессмертный;
Все, что сотворил ты и утвердил десницей могучей твоею,
Молю тебя, вновь осуществи.
Ты отвратил сим [клепалом] от нас и отринул
Терзания жестокие от ухищрений лукавого,
Мучительный жар грехов,
Лютую бурю дыхания искусителя,
Причины бед смертоносных,
Прискорбные и пагубные напасти,
Кои от расслабления членов бывают,
И бесовские причитания изнуряющие37.
Вновь разгони сей дубиною, ставшей оружием твоим
И вспомоществуемой крыльями знамения твоего,
Облака огнеметные, гром градоносный,
Жгучие вспышки пламени во мраке коварства,
Выдыхаемого многоногим змеем,
Меч умерщвляющий, войну наступающую,
Мысли дикие, что идут на приступ,
И пляски бесов;
Охваченные дрожью великой,
Они страшатся сей малой вещи,
Ибо явственно знают, испытав на опыте,
Что господь восстанет на суд от гласа подобного.
И, мечом духа вооруженные, неодолимо
Все воины божьи укрепят мужеством свои души
По знаку сего оповестителя,
Что неописуемым звоном возвестит всем народам
О блаженном мученичестве в месте назначенном
Чрез суд всеиспытующим огнем.

7
Вот вострубила "труба великая"38
Восшел ты [при звуках] ее с благословением39,
Узнан был чрез нее всею землею,
Прозвучала она в ушах язычников, врознь разогнанных,
Возвысился голос сторожей великого,
Согласно реченному Исайей40,
И от глагола того возликуем все вместе,
Развеяло [древо клепала] врагов креста
Подобно водам, [что некогда были обращены на египтян]41.
Посрамлено им (клепалом) вкушение от первого древа,
Но превознесено таинственное вещество сие,
Провозглашенное древом жизни,
Отвергнут меч, [употребляемый] для нужд войны,
Словно святыня господа это древо с животворящим звоном
Было начертано на удилах коня великого знамения42;
Освященным посохом43 небесного пастыря был вложен в ножны
Повелевающий меч руки человеческой.
Ни один каменотесец не обделывал молотом камни храма,
[Ибо сызначала были они отесаны]44,
А в богом созижденной церкви силу имеет
Парящее под крылами креста священное древо сие;
И не только в начале месяца или в [год] Юбилея,
[После] семижды семи [лет]45,
Прозвучит оно глухо в каком-либо углу46,
Но все с большей силою, беспрепятственно,
Словно звоня божественными раскатами,
Благовествовать станет по всем пределам вселенной
И по всему небозему47,
В глубинах водной громады морей
И на ее островах.
С явлением древа сего
Были сломаны копья губителя
И, став бесполезными,
Перекованы в серпы и орала48

8
[Звон клепала] - не резкий отголос зыка49,
Что раздается из глубин скал,
И не ранит он воздух жестоко,
Как сказал мудрец чужеземный50,
И не пронзает он уши с остротой отвратительной,
И не делает во вместилище51 мозга
Гул неприятный и вредный,
Не потрясает кости,
Вызывая трепет ужаса в человеке52,
И не ввергает мысли в смятение и одурь,
И не гудит, словно колокол медный,
И не производит лишенного сладости [звука],
Что подобен удару булыжника о мостовую.
Оно - прибежище нерушимое Сиона нового,
Один из богоданных сосудов, священных и главных,-
Что служители церкви христианской, вместо левитов53,
Несут с осторожностью и заботой;
Подобие гласа ангельского,
Что в слове притчеписца
Представлено в виде петушиного крика54.
Новое орудие музыкальное,
Что возглашает [милость благовествования],
Возбуждая в нас [движение] духа божьего
Боле, нежели славословия гусляра над Елисеем55;
Хороначальник, управляющий цитрами,
Настроенными в лад благозвучных плачевных песен,
И кимвалы с их инословиями,
Умилительными и велелепными;
Свирель новая, иного вида,
Принятая нами вместо старой,
Что не пустозвонит по-язычески
И не звучит суетно-грубо по-иудейски,
О чем господь чрез пророка дал знать,
[Сказав]: "Удали от меня"56,
Но его - [клепало] - он возлюбил
И вдвойне почтил//очищающим попечением,
Грозным для бесов и всех злых напастей..

9
Днесь я принял сей дар священный
С благословением и величанием благоговейным,
Как защиту мне и хвалу тебе,
Как поклонение тебе и благодарение от меня,
Как необманное искусство высокой созидающей славы твоей.
Да проникнет сей богом принятый глас
Сквозь сочленения, связующие суставы мои,
Дабы изгнать из души ухищрения бесов
И проникшие в нее проклятия и скверну грехов.
Да соделаешь ты, чтоб была эта вещь
Знаком сияющей лиры, письма несмываемого,
Предстателем вечным страстей твоих, о господи.
Так даруй же нам чрез него, о милосердный,
Вновь пожалуй, молю, о могущественный,
Защиту от супостатов незримых и зримых.
Одари нас воздухом мягким и дождями полезными,
О длань преизобильная, -
Ты, что раскрываешь и протягиваешь [ладонь],
Дабы охотно наделять всевозможными благами.
Велением твоим, через сей глас
Пусть сгинут знойный ветер и дыхание болезнетворное,
Нашествия злых и коварных разбойников;
Пусть поставит оно преграду
Всякому противоборству воинства предателя лютого;
Пусть от благодатного звона
Миропомазанного древа сего
Истают, иссохнут, издохнут черви и тля
И все им подобные,
Что, взяв силу из грехов наших, с нами воюют.
Укорени в нас с его помощью,
О создатель всего, господь тварей,
Саженец блаженного упования на великую помощь твою -
Это древо Сабек57, на концах ветвей которого
Висит новый и священный завет спасения в настоящем,
Что тобою зацвел, о Христос,
Дабы дать плод жизни бессмертной.
Пусть от благовестного звонкого гула сего славного древа
Сбегут в бездонные дали глубокой тьмы
Лживые вражьи бесы преисподней,
Злокозненные58 и коварные;
Пусть удалит оно из пределов
Плодоносных вспаханных наших полей
И возделанной тобой земли живой59
Раны снедающие и полчища [насекомых] язвящих;
Пусть пресечет оно случаи,
Что приумножают в нас кознями дьявола
Уродство и безобразие;
Пусть воистину изгонит оно
Самовозникающих природных предателей,
Что рождаются в двух естествах наших:
В одном - чуждые, ложные помыслы,
В другом - гнусные существа,
Гадины мерзкие и нечистые.
Спаси, о господи Иисусе,
Умоляю тебя, спаси, о благодетель,
Протяни мне десницу твою всехвалимую
И, оказав ею помощь мне,
Меня от противников всех освободи.

10
Присоедини, приобщи веление твое к [звону клепала],
Дабы неразумное сердце мое, твердое словно алмаз,
Стало приносить плоды от твоего слова60.
Сей дивный посох твоих чудес
Вбей, вонзи в сердца слабые и в души робкие,
Утверди их и укрепи,
Дабы стояли они неколебимо и прямо,
А упорствующих смягчи,
Дабы пробудились они с душою кроткою
И стали бдительны к богоданной заповеди,
Подобно Павлу и Матфею61.
Напомни сим древом честным, о человеколюбец.
Благодеяния креста твоего,
Коим свершил ты дела неизреченные;
Достохвальными рычагами,
Коими поднимают новый ковчег [откровения] твоего62,
Сними с меня бремя грехов моих, о животворец.
Пусть от этого звона жизни волей твоей, о могучий,
Раскроются уши сердец упрямых;
Пусть мановением сей благости твоей великой
Отверзнется слух глухих
И разрешатся с помощью ее от уз языки немых63,
Пусть чрез нее станут зрячими зеницы очей слепых,
Дабы видели [они] тебя ясно,
Взирая пристально и постоянно64;
Пусть [люди], пресытившиеся [любовью божьей],
Раскаются и вновь укрепят свою волю.
Так даруй же, пожалуй мне, отчаявшемуся, о господи,
Дождь слез.
Благодаря тебе да будет [клепало] сие для нас
Вестью ликования,
Гласом радости,
Глаголом веселия,
Песней отдохновения,
Источником благоденствия,
Причиной спасения,
Посредником в искуплении [грехов],
Отвержением страданий,
Расторжением тенет,
Свободой от притеснений.
Исчезновением мук [души и тела],
Успокоением рыданий,
Облегчением вздохов,
Обеспечением необходимого,
Умерением страстей,
Ободрением в унынии,
Исцелением недугов,
Твердостью против небрежности,
Созерцанием невидимого.

11
Повлеки меня по мосту желанному,
Прямому и безуклонному,
И лестнице превысокой со следами священными,
Верх коей неба касается65,
И представь, о благодетель, отцу твоему благословенному,
Чье имя страшно,
Дабы, напутствуемый духом твоим святым,
Соединился я с тобой навечно.
Сим твоему священному,
Одному единственному и единому царствию
И созидающему нетленному [естеству] твоему
Вместе с подобающими хвалами
От всех живых и неодушевленных творений
Да будут слава и владычество во веки вечные. Аминь!



Примечания

(ниже в тексте «в тексте: ...» и в других местах три точки «…» означают текст на армянском языке, который я не сумел добавить в html-код. Тем, кому эта информация необходима, рекомендую обращаться к первоисточнику[1])

1 Принадлежность данной главы, как и следующей, 93-й, перу Григора Нарекаци не вызывает у арменоведов сомнений, однако неизвестно, были ли они включены в состав ≪Книги скорбных песнопений≫ самим автором или переписчиками.
2 ≪Таинство клепала≫ - символ трубного гласа, призывающего на страшный суд, также звон колокола, зовущего к церковной службе (Аветикян, примеч.1, с.481). Клепалом в старину называли колокол, а также язык (било) колокола. В церквах средневековой Армении колокола были деревянными
3 ≪Орудиям возвещения≫ - в тексте: …букв.: ≪возвеститель криков (воплей)≫; имеется в виду орган слуха - ухо.
4 ≪Благодарственного молебна≫ - в тексте… букв.: ≪служения славословия≫.
5 ≪Клепалом≫ - в тексте: … букв.: ≪сосудом, орудием≫.
6 ≪Двух посредников≫ - имеются в виду колпак и било деревянного колокола.
7 См.: Притч. 9:5.
8 См.: Откр. 21:2.
9 ≪Рожном≫ - в тексте: ... Имеется в виду било колокола.
10 ≪Грехи... древа≫ - имеется в виду древо познания добра и зла, от плодов которого, вопреки воле бога, вкусили Адам и Ева (см.: Быт. 3)
11 ≪Звоном клепала≫ - в тексте…, букв.: ≪кучей (громадой) ударов (толчков)≫. Имеется в виду непрестанный звон колокола.
12 Т. е. звон церковных колоколов наносит неисцелимые раны сатане - змее.
13 ≪В конце≫ - имеется в виду обычай начинать и кончать службу тремя ударами колокола (Аветикян, примеч.12, с.482 - 483).
14 ≪Облекающий... воинство≫ - в тексте: … букв.: ≪об лечься в броню≫, ≪облечься во всеоружие≫, ≪принять всеоружие≫ (см.: Аветикян, примеч.13, с.483; ср.: Ефес.6:11, 13).
15 Ср.: Откр. 19. Духовный фараон - сатана.
16 ≪Сынов Сиона... тьмы≫ - здесь под Сионом разумеется церковь, сынов которой, т. е. христиан, звон колокола сзывает на бой с сатаной.
17 ≪Нетлим и неуничтожим≫ - дерево, пропитанное елеем, не гниет (ср.: Быт. 28:18-19; 35:7).
18 ≪Орудие... призывает≫ - в тексте: …, т. е. ≪орудие, призывающее в церковь≫, ≪клепало≫, ≪трещотка≫ (см.: НСА. Т. I, с.1116 со ссылкой на гл.92 ≪Книги скорбных песнопений≫),
19 Т.е. церковью.
20 Т.е. клепалом.
21 ≪Труба≫ - в тексте: … букв.: ≪труба из оленьего рога (кости)≫. В русском тексте Библии …неизменно передается словом ≪труба≫ (см.: Иис.Нав. 6:4, 9; Суд. 6:34; 7:8, 16, 19, 20, 22; III Цар. 1:39; IV Цар. 9:13).
22 См.: Иис.Нав. 6:1 - 2 1 .
23 ≪Голиафа≫ - подразумевается сатана (о Голиафе и Давиде см.: I Цар. 17).
24 ≪Новое копье≫ - в тексте: … (gaîson) - ≪род копья, изготовленного целиком из железа≫; это коренное кельтское слово, которое проникло в греческий, а оттуда через текст Библии (Септуагинты) - в армянский (см.: Р. А ч а р я н. Этимологический словарь.Т. I, с.511). В данном контексте имеется в виду копье, которым Иисус Навин подал знак сидевшим в засаде воинам начинать штурм одного из ханаанских городов к востоку от р. Иордан - Гая (см.: Иис.Нав. 8:18-19).
25 ≪Орудием≫ - в тексте: …, букв.: ≪машиной≫ (см.: примеч.8 к гл.55).
26 ≪Благодатью сею≫ - т. е. клепалом.
27 ≪Иным гласом≫ - имеется в виду Иоанн Предтеча (Аветикян, примеч.22, с.484).
28 ≪Несущим... святого≫ - в тексте: … - ≪духоносным≫.
29 ≪Прославляется≫ - в тексте: …, букв.: ≪повествуемо прославляемый≫.
30 ≪Повторно дарованным≫ - под первым даром подразумевается крест, под вторым - деревянный колокол, прославлению которого посвящена данная глава (Аветикян, примеч.23, с.485).
31 ≪Лучника тайного≫ - т. е. сатаны.
32 ≪Гулкие удары била... древу сему≫ - в тексте…, букв.: ≪удары (толчки) от толчков (ударов, столкновения) по сему ударяемому древу≫.
33 ≪Гулкого звона≫ - в тексте: …, букв.: ≪крики≫, ≪вопли≫, ≪шум≫, а также звуки, издаваемые разными предметами, в частности ≪звон клепала≫ (см.: НСА. Т.I, с.32) .
34 ≪Клепала≫ - в тексте: … ≪этого≫, ≪сего≫.
35 ≪Верхи≫ - в тексте: …, букв.: ≪порог≫, ≪ворота≫, ≪двери≫, ≪косяки≫. См.: Ис.6:4: ≪И поколебались верхи врат от гласа восклицающих≫ (см.: Аветикян, примеч.25, с.485) .
36 ≪Понятий≫ - в тексте:…, букв.: ≪сердца (мысли, души), понятия (идеи, разума) ≫. Имеется в виду Ветхий завет.
37 ≪Причитания изнуряющие≫ - имеются в виду языческие обряды причитания над умершими, во время которых плакальщицы царапали себе лица, рвали волосы, бились головой оземь и т. д. 38 Ис.27:13: ≪И будет в тот день: вострубит великая труба и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся господу...≫
39 ≪Восшел... благословением≫ - см.: Пс.46:6.
40 ≪Голос сторожей великого≫ - см.: Ис.52:8. Имеются в виду сторожа крепости Сион.
41 См.: Исх. 14.
42 Ср.: Зах. 14:20.
43 ≪Освященным посохом≫ - имеется в виду клепало.
44 ≪Ни один каменотесец... отесаны]≫ - ср.: III Цар. 5:18.
45 ≪Юбилея... семи (лет)≫ - по библейским преданиям,-год Юбилея наступал через каждые 49 лет, на 50-й, и был дан израильтянам богом на горе Синай. Начало года Юбилея возвещалось трубой в осенний, седьмой месяц тишби. С его наступлением должны были быть восстановлены утраченные по разным причинам права наследования недвижимой земельной родовой собственности, восстанавливались гражданские личные права свободного члена рода, отпускались на свободу рабы. В этот же год, как и в каждый седьмой субботний год, нужно было дать земле отдых, нельзя было ни сеять, ни жать (подробнее см.: Лев. 25.)
46 ≪Прозвучит... углу≫ - ср.: Деян. 26:26.
47 ≪Небозему≫ - в тексте: …, букв.: ≪кругу (дуге, окружности) края (берега, грани, предела)≫.
48 ≪И, став бесполезным... орала≫ - см.: Ис.2:4.
49 ≪Резкий отголос зыка≫ - в тексте: …, букв.: ≪эхо (звук, звон) крика (вопля, возгласа) жестокого (лютого, свирепого, сурового)≫.
50 ≪Мудрец чужеземный≫ - Аветикян считает, что имеется в виду Гомер (примеч.39, с.487).
51 ≪Вместилище≫ - в тексте: …, букв.: ≪сосуд≫, ≪кошель≫, ≪погреб≫.
52 ≪Не потрясает... человека≫ - ср.: Иов 4:14: ≪Объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои≫. В тексте: …, букв.: ≪содрогания от шипов [ужаса] костей не производит (рождает, приносит) в человеке (душе)≫.
53 ≪Левитов≫ - так называли потомков Левия, третьего сына древнееврейского патриарха Иакова, которым было дано наследственное право священства.
54 См.: Еккл. 12:4: ≪Когда замолкнет звук жернова и будет вставать человек по крику петуха... Ибо отходит человек в вечный дом свой≫.
55 ≪Славословия... Елисеем≫ - см.: IV Цар. 3:15. Как поясняет Аветикян (примеч.42, с.488), преимущество клепала состояло в том, что звон его призывал на церковную службу весь народ, а игра гусляра была предназначена только для Елисея, причем, в отличие от клепала, должна была удовлетворять не духовные нужды, а плотские.
56 Ам. 5:23.
57 ≪Сабек≫ - евр. Sabec, означает ≪ветвистый, густой куст≫, ≪корзинопо добный≫. Это также название неизвестного растения (см.: НС А. Т. II, 683), которое сохранено в армянском тексте Библии; в
русском оно переведено как ≪чаща≫ (≪... и вот позади овен, запутавшийся в чаще рогами≫ -Быт. 22:13).
58 ≪Злокозненные≫ - в тексте: … - ≪многорукие≫, "однозначное" .... - ≪искусные в ухищрениях зла≫, ≪изобретательные≫ (см.: НСА. Т.I с.409) .
59 ≪Земли живой≫, т. е. человека.
60 См.: Матф. 13:3 - 9; 18 - 23.
61 См.: Деян. 9:1 - 9; Матф. 9:9.
62 Ср.: Исх. 25:14-16.
63 ≪Пусть мановением... немых≫ - см.: Марк 7:35.
64 ≪Дабы видели... постоянно≫ - в тексте: …. Словосочетанию … в русском переводе Библии соответствуют ≪рас сматривать≫ (Посл.Иак. 1:2, 3; Деян. 11:6) и ≪смотреть≫ (Деян. 1:10; Сир. 41:25). Указанные строки следующим образом перевели: Гочунян (с.463) - ≪Чтобы чисто и вперив взор, смотреть на тебя постоянно≫; Хачатрян (с.492) - ≪Дабы очищенными на тебя смотрели пристально и с неизменным [восхищением]≫; Кешишян (с.486) - ≪pour Te contempler dans la pureté en Te regardant en face - ≪Дабы созерцать тебя в чистоте, глядя на тебя в упор≫.
65 ≪Верх... касается≫ - в тексте: …букв.: ≪ведущий наверх, к небесам≫. Ср.: Быт. 28:12.




Дополнительная информация
  1. "Книга скорбных песнопений". Пер. с древнеарм. и коммент. М.О.Дарбинян-Меликян и Л.А.Ханларян.
    Вступит, статья С.С.Аверинцева. М„ Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»,1988.
  2. История всемирной литературы (о Григоре Нарекаци) - М.: Наука, 1984. - Т. 2. - С. 299-308.
  3. Музыка колоколов: Сб. исследований и материалов / Отв. ред. и сост. А. Б. Никаноров. СПб.: РИИИ, 1999. 272 с.; ил.



This entry was originally posted at http://snowman-john.dreamwidth.org/61266.html. Please comment there using OpenID.

христианство, клепало, bells, история, колокольный звон, колокол, нарекаци, поэзия

Previous post Next post
Up