Началось всё с
"Гудковой симфонии", так
Арсений Авраамов стал одним из героев моего журнала. И поэтому я просто обязан сообщить о том, что
necrodesign дал своим читателям возможность ознакомиться со статьёй Авраамова
"У истоков великой проблемы", опубликованной в 1927 году в брошюре "Искусство народов СССР", изданной Государственной Академией Художественных Наук (ГАХН). В статье речь идёт "о музыкальной этнологии, идущей на смену одряхлевшей и пережившей себя музыкальной этнографии", о том, что "пора, наконец, подойти к музыкальному фольклору не только как к сырому материалу для "художественной обработки", но как к самоценному феномену огромной культурно-исторической значимости". Обосновывает Авраамов это, в частности, следующими тезисами, в которых, на мой взгляд, трудно усомниться:
1. Тембровая изобретательность народной музыки далеко превосходит таковую же культурной европейской музыки, которая лишь обогащается от времени до времени за счет музыкального фольклора.
2. Метро-ритмическое строение народной песни, так же, как и интонационно-мелодическое, не имеет в европейской нотации средств для точной фиксации.
3. Песня пользуется эмоционально-динамическими эффектами, далеко превосходящими соответствующие ресурсы культурной музыки.
4. Песня доныне сохранила давно утраченный музыкальным искусством Европы импровизационный склад, дающий возможность исполнителю - творчески участвовать в интерпретации произведения (даже в коллективном исполнении), в то время как наш оркестровый или хоровой исполнитель низведен до роли механического чтеца нот по фиксированной автором "партии".
5. Многие образцы песенного творчества столь высоки по художественным качествам, что крупнейшие авторы целиком переносят их на страницы своих партитур, очевидно не пытаясь даже конкурировать в творческой мощи и изобретательности с народным гением.
Все это, вместе взятое, должно убедить музыкантов нашего времени в необходимости самого серьезного и пристального изучения музыкального фольклора, тем более, что современные методы естественных наук впервые в истории позволяют нам достаточно глубоко проникнуть в его "творческие тайны".
И как всегда, Авраамов справедливо призывает науку прийти на помощь искусству в деле создания новой музыкальной этнологии.
* * *Полностью с брошюрой можно ознакомиться
вот здесь на сайте проекта
"Язык вещей.Философия и гуманитарные науки в русско-немецких идейных связях 1920-х годов". Там же можно найти и другие весьма интересные публикации ГАХН, которым на сайте посвящён
специальный раздел.