Богдану недавно исполнилось 11 лет.
https://photos.app.goo.gl/XtDogFZDwy74MFgz7 Мы ему подарили электрогитару. Он сам выбирал. И выбрал Фендер Стратокастер. Я там же, в музыкальном магазине, пропела частушку Чистякова, заменив матюг на слово "плясать". Я сама была в не меньшем восторге от гитары, чем сын.
https://photos.app.goo.gl/5C2FZC5FWaoQ7omq9 Этой весной у Богдашки было много приключений со здоровьем. Еще год назад мы заметили у него нервные тики - он часто моргал, потом прибавилась еще пара стереотипных движений. Терапевт сказал, что это все не выглядит серьезным, но описал подробно и отправил психиатру. Та ответила, что тоже не видит повода волноваться и даже прием не назначила. Я, конечно, не успокоилась и летом водила сына к остеопату - решила перепробовать антинаучную, но иногда работающую магию. Остеопат сказочно помогла мне самой: она поколдовала над моей верхней челюстью и у меня прошли синуситы. С Богдашкой было не так волшебно: его тики то полностью проходили, то появлялись опять. Осенью я водила его к психологу. Тот тоже особенно не помог. Но он научил меня видеть, как тики усиливаются и совершенно проходят во время беседы в зависимости от тем. Так стало понятно, что Богдашку волнует его одаренность, а еще - все то, что не очень получается в школе.
А весной Богдан долго был простужен, кашлял. И однажды мне позвонили из школы и попросили его забрать, потому что у него были трудности с дыханием. Я, конечно, тут же забрала сына и толком не поняла, что это было. Поняла только, что это не только он сам испугался, испугались учителя. Он сказал, что он пел и вдруг ему стало не хватать воздуха. Потом я наблюдала это много раз. Богдан уже привык и не пугался. Он просто начинал шумно дышать и говорить шепотом Вольдемара из "Гарри Поттера", жаловался на стеснение в груди и нехватку воздуха. Иногда это было с самого утра и он оставался дома, много раз я забирала его из школы. Семейный терапевт ничего не нашел, а к педиатру мы до сих пор еще не попали. Честно говоря, я не очень-то стремилась: по моему глубокому убеждению, никакой страшной болезни у него нет и это только эмоции и накопившийся стресс. Кроме всего прочего, ему не очень нравится школа. То есть, все нормально, но слишком много людей и общения - все мы, интроверты, страдаем от этого. Особенно в детстве, когда выбора нет.
А главное, что вызывало стресс, по моему мнению - это Мила. Богдан, как старший неаутичный ребенок в семье, отвечал за нее в автобусе. То есть, он сидел с ней рядом, развлекал ее. В начале года это было просто. А когда ее поведение резко ухудшилось, он сильно переживал.
Потому я спокойно ждала приема педиатра, разрешала сыну пропускать школу (на успеваемости это не сказалось никак - он учится очень хорошо, хоть и не отлично) и водила его на акупунктуру. Иголки он переносил куда легче, чем Софка - не дергался и не пищал, только иногда жаловался. После был очень доволен собой - известно, что не все взрослые решаются на такое лечение.
И оно довольно-таки помогло. Дышать ему стало легче. Он опять стал ходить на карате. Я думала, что он так много пропустил, что в этом году новый пояс уже не получит. Но сенсей не только дал его ему (оранжевый), он дал еще и сразу 3 полоски. Это что-то невиданное в нашем клубе. Дети получают одну полоску раз в полгода, если не пропускают и если хорошо занимаются. Бывали случаи, когда сенсей давал сразу 2 полоски. Но чтобы и новый пояс и 3 полоски - это что-то из ряда вон. Я смотрела и понимала, что или я сильно недооцениваю сына, или старик-сенсей его очень любит. Надо сказать, что пока Богдашка не заболел, он занимался в 2 раза больше, чем остальные дети: он оставался со взрослыми и выучил много всего, что остальные дети не знают. Плюс, он всегда довольно внимательный и сосредоточенный. Карате ему в целом нравится. Правда, он не любит кумите - не азартный и не драчливый (в отличие от меня)).
В школе его наградили за успехи в математике и science (не знаю, как перевести - не "наука" же. :) Но так называется предмет). Вот, вручают грамоту.
Вообще-то награждают всех детей, даже тех, у кого нет никаких успехов. Кого-то награждают за доброту и другие добродетели, кого-то за поведение, за лидерские качества и т.п. Милу, вот, в тот же день пытались наградить за любопытство. Но она не поняла (обычно ее на ассамблеи вообще не приводили - ей там ничего не понятно, а просто сидеть смирно она долго не сможет) и пыталась убежать. Ее помощница и учитель еще надеются ее вернуть:
А потом учителя встают и делают арку из своих рук и все награжденные проходят под ней. Некоторым детям очень нравится. Богдашку, похоже, это не впечатлило.
Милу тогда вернули в класс, где она дождалась меня.
Богдашка остается легким беспроблемным ребенком. Недавно я отвела его к психологу - той же, к кому давно уже ходит Софка. Не то чтобы я ожидала много от этого специалиста, но выбор тут небольшой и в целом пользу для Софки я вижу. На первой сессии я сказала, что я хочу, чтобы Богдан учился понимать и выражать свои эмоции, в том числе те, что не приветствуются в социуме и в семье, чтобы он больше думал о том, что он сам хочет, а не только делал то, что мы от него хотим. Я всерьез надеюсь, что все это решит его проблемы и с нервным тиком, и с дыханием.
У Богдана есть два закадычных друга - одноклассник и мальчик на год старше. Он и летом часто с ними встречается, у одного время от времени ночует. Готовит он сейчас редко и в основном те блюда, что давно умеет. Собрал сам почти всю икеевскую мебель - мы после переезда много всего нового купили. Читает меньше, чем раньше. Мне даже пришлось ввести на лето правило: читать каждый день не меньше 20-ти минут для него, Софки и Улитки. А то последнее время они с Софкой "читали" только комиксы.
Стас занимается с ним математикой. Это я не всегда одобряю, но стараюсь не вмешиваться. Богдашка часто расстраивается и, на мой взгляд, вина не его, а его учителя, который не объясняет термины и вообще мало что внятно объясняет. Но в целом сын справляет и продвигается в алгебре. Играет на гитаре, помогает по дому и время от времени бэбиситтит младших сестер.