Мила: речь и горшок

Apr 27, 2017 13:32

Несколько дней назад Мила очень тихо, но внятно сказала: "Атю сий" (хочу сыр). Но только раз и больше не повторяла. При том, что сыр, как и мой восторг, она получила сразу же. И таких слов, сказанных однажды, неслучайно и кстати, но больше не повторявшихся, было много. Дома - в основном, русских, с помощниками - английских. Да, это не моя галлюцинация - другие люди тоже слышали. И это не повторение эхом за кем-то, а в тему и вовремя сказанные слова. Только по какой-то причине они не сохраняются в речи, а приходят и уходят. Милина речь - как тот герой в сказке, который "не одет и не голый; с гостинцем и без подарочка". Надеюсь в ближайшем будущем поговорить об этом с логопедом и бихевиористом.

Недавно обсуждали милин туалетный тренинг с occupational therapist и с бихевиористом. Да, первый, то есть - первая, они обе дамы - недавно делала большое обследование и сказала, что и с крупной, и с мелкой моторикой у Милы все хорошо. Я бы добавила, что местами даже слишком хорошо и я бы предпочла, чтобы было по-хуже. Мила ставит свой маленький стульчик на пододвинутую скамейку и достает диски с Беби-Эйнштейном откуда угодно. Еще и находит их, как я ни пытаюсь спрятать. Недавно только я говорила педиатру, что Миле легко не давать сладкое: она не завидует сиблингам и не просит. Да, не просит. Просто залезает куда угодно, находит и берет. А вот горшок ее не интересует и почему столько суеты вокруг этой темы, малышке непонятно.

Бихевиорист попросила меня описать, что Мила делает в отношении контроля над своими испражнениями и как мы на это реагируем. Я недавно поняла, что в какой-то момент мы все смирились с тем, что до малыша не достучаться и перестали и пытаться. Это, кстати, часто бывает с родителями аутичных детей. Так и получается, что 5-ти летний ребенок не может есть сам ложкой или пользоваться горшком: родители в какой-то момент просто перестают и пытаться научить ребенка. Но я сама отследила, что перестала даже обращаться к дочери с обычной своей речью для осваивающих горшок малышей. У меня это длинное: "какать/писать надо в горшок, мы все (длинный перечень всех) какаем/писаем в горшок или унитаз и ты скоро тоже научишься" и т.п. Со старшими, особенно со вторым и третьим, подобное работало отлично. И это не только про горшок, а про все, что для меня желательно: убирать игрушки, помогать мне, сам одеваться, есть какой-то вид пищи и т.п. Если знаешь, что ребенок рано или поздно смирится, можно к любому непослушанию относиться спокойно. С Милой же чаще всего вообще не понятно, слышит ли она меня и понимает ли слова - ноль реакции. Вот, я сама спохватилась и вернулась к этому внушению. Ну, даже если она не понимает, это не повод не говорить. Мы ведь говорим с младенцами, которые точно не понимают речь. Да еще и делаем вид, что младенец понимает. Так даже верить начинаешь, что он и ответил бы, если бы мог. И это хорошо для и правильно.

Есть несколько странностей с тем, как Мила пользуется и не пользуется горшком. В какой-то момент она не пользовалась им вообще, перестала и все. И это не было связано с рождением Янки (было бы слишком просто)), потому что началось намного раньше. Дело не только в том, что аварии случались от переизбытка эмоций. В какой-то момент Мила явно понимала, что от нее требуется, но делала наоборот, чтобы показать, как сильно она расстроена. Я поняла это, когда однажды она, рыдая, прошла через всю комнату, остановилась передо мной и, глядя мне в глаза, написала на ковровое покрытие. Но и это прошло: дочь поняла, что такое самовыражение в нашей коммуникации не подходит и перестала так делать. А после моих занудливых речей Мила добровольно вернулась к горшку. Но только чтобы в него пИсать. Я думаю, что дело еще и в том, что писать стоя и сидя на полу не так приятно: потом ноги и/или попа мокрые. А вот покакать проще. Главное - трусы снять. Что она регулярно и делает.

Бихевиорист выслушала меня, похвалила сообразительность младенца и сказала, что, мол, сейчас Миле проще какать где придется, чем идти в туалет. А надо сделать так, чтобы идти в туалет было проще. И теперь мы пытаемся придумать рутину, в которой Мила обязательно должна участвовать. При этом нужно, чтобы участие ей было неприятно, но не до отчаянного плача. Что не так-то просто: зазор между "мне все равно" и "я в отчаянье" у Милы крохотный.

Проблемы поведения и речи взаимосвязаны: чем хуже ребенок говорит и понимает, тем труднее донести до него, что от него ожидается и почему. Так что, ждем прорыв в речи. А пока наше спасение - моющий пылесос.

аутизм, говорит Янка, Мила, горшок

Previous post Next post
Up