Мила

Dec 19, 2016 11:14

Мы встречались с командой, которая работает с Милой. Все видят у нее прогресс, мы тоже. Нет, говорить малыш не начал. Но она очень изменилась: даже взгляд у нее более ясный и трезвый, не спящий и не взгляд погруженного в себя человека.

Самое изумительное, чему я вообще не знала, как можно научить: Мила наконец-то начала не только послушно смотреть в лицо собеседнику (а мы этому учили ее примерно полгода), но и начала копировать мимику, открывать рот и пытаться копировать звуки. Забавно, что когда она это не делала совсем, она могла вдруг, эхом, очень чисто повторить целую фразу. А теперь это умение исчезло и вместо него - обычный детский лепет, неумелое подражание речи.

Милаша все больше и разнообразнее играет. Еще недавно у нее была одна любимая игрушка - кошка-енот, которую малышка таскала с собой везде. Потом у нее появилась целая компания мягких игрушек, Мила носила их с собой охапкой и очень радовалась, когда я играла с ней ими. При этом всегда довольно быстро обрывала игру, чтобы сменить игрушку. Теперь я часто даю ее помощнице-няне новую игрушку, которая полюбилась Миле: то игрушечный плеер, то книжка, то вертушка. Малышка особенно любит игрушки, издающие всевозможные звуки: игрушечные компьютеры, плеер, просто что-то говорящее/поющее. Я даже начала прятать эти игрушки, иначе Мила залипает с ними надолго, а я не вижу пользы в нажимании на одни и те же кнопки опять и опять или в повторе одних и тех же операций.

Мила привыкла бывать в людных местах и перестала прятаться. Привыкла к детям в прескул и даже начала интересоваться, что они там делают. Смирилась с необходимостью сидеть и слушать книги и песенки и даже открывает рот, чтобы подпеть.

Год назад мы были с Милой в кино и ужасно намучились: малыш ерзал, сидел то на коленях, то под креслом, а чаще вообще порывался уйти. Недавно мы были на концерте в церкви (Софа пела со своим хором) и Мила высидела весь концерт спокойно. Уж не не знаю, насколько ей было интересно, но правила игры малышка приняла и с ними не спорила. А вчера мы были в католической церкви на службе (снова из-за софкиного хора) и Мила вначале долго листала свою книжку, потом бродила вдоль рядов кресел, возвращаясь ко мне. Кстати, еще один навык, которому я не знала, как научить: до недавнего времени Мила вообще не умела держать родителей в поле зрения, потому и часто терялась.

Как-то ее помощница рассказала, как логопед после многих попыток хоть чем-то заинтересовать Милу, нашла таки-то, что вызвало достаточно сильное "хочу", перевесившее обычный пофигизм малыша. Это был плед, в который она и Лея, милина помощница, положили малыша и покачали. Мила захотела продолжение игры и Лея и Барб (логопед) 10 минут ждали, пока малыш показал им жест "more" (еще): движение друг к другу сложенными в щепотки кистями рук. С тех пор Милаша постоянно использует этот жест: еще еды, еще играть, еще и еще. И это же единственное новое слово за последние месяцы: more. Впрочем, со мной дочь его не использует: ведь я на тот же жест говорю "еще".

К 3-м милиным годам мы еще не смогли полностью отказаться от памперсов. Во-первых, без них страшно выходить из дома: малыш никак не сообщает о своих потребностях. Во-вторых, аварии случаются, когда Мила расстроена. С первым очень помогает помощница-няня: чаще всего после прогулок с ней Мила возвращается домой в сухом памперсе. А второе - вопрос взросления, остается только ждать. И еще есть третье: дома Мила чаще всего ходит без трусов: она хорошо освоилась с горшком, но трусы ее сбивают с толку, а меня рядом в нудный момент может не оказаться.

Малыш стал реже впадать в отчаянье и рыдать, если его мысли никто не смог прочесть. У Милы появились новые возможности объясниться и она ими пользуется: она научилась показывать пальцем и жестами. Вместе с тем она стала более настойчивой и начала подходить не только с потребностями, вроде еды и воды, но и только чтобы поиграть.

Некоторые вещи я сама за Милой не замечала или не отмечала, потому что сама такая же. Я не замечала, что она избегает прикасаться ко всему, обо что можно испачкаться: краска, клей, игровое тесто. Лея острожно учит Милу пользоваться всем этим. Малышка избегает прикасаться к некоторым вещам: ее совершенно буквально передергивает от вида пера или ваты; при повышенном интересе к животным, она отказывается даже потрогать мех. Мила очень любит яблоки, но ест их только целыми и ни за что не будет отрезанный кусочек. Она так же не будет есть несовершенное яблоко: с побитым или иначе поврежденным боком. Не желает пробовать новую еду. Но часто с ней проходит трюк моей бабушки: насильно дать попробовать маленький кусочек и сразу оставить ребенка в покое. Если еда уже попала в рот и оказалась вкусной, мнение о ней часто меняется.

В общем, ребенок точно проснулся, заметил людей вокруг и начал им подражать, взаимодействовать с ними. Даже не знаю, во что мне уверовать: во всю традиционную помощь в виде логопеда, бихевиориста и прочих или в китайскую медицину и массаж. Максимум прогресса приходится как раз на последние два месяца, что мы ходим на акупунктуру.

Я много думала про диету. Все, что я смогла найти и прочесть, было про сколько-то очевидные пищевые непереносимости. А если ребенок хорошо ест, хорошо себя чувствует, если к стулу и коже никаких претензий? Я все-таки сходила к семейному доктору и попросила его сделать анализ на цилиакию. Ибо глютен чаще всего винят во всех бедах и я сама этим бредом индуцирована, смотрю на глютен криво и подозрительно. Я честно сказала врачу, что это перестраховка и я уверена в том, что анализ на целиакию будет отрицательным. Но если есть хоть небольшая вероятность того, что милин аутизм - только следствие питания, надо это надо проверить. Доктор на свое усмотрение включил еще несколько параметров в анализ. Предчувствие меня не обмануло и все оказалось в норме. А значит, нет смысла исключать какой-то вид пищи. Наоборот, я стала предлагать Миле молочные продукты: похоже, она переросла свою аллергию на молоко.

Но диету для всей семьи все-таки постепенно меняю. Во-первых, решила реже давать детям макароны и в хлеб кладу муку грубого помола; пытаюсь приучить детей регулярно есть овощи. Во-вторых, пытаюсь вникнуть в макробиотичекую и противовоспалительную диеты. Это то, что советует наша акупунктуристка. Для меня это долгий процесс, да еще затрагивающий многое, во что я просто верю или к чему привыкла. Менять свои убеждения всегда непросто. Обложилась книгами, читаю и медитирую. :)

аутизм, игры, Мила

Previous post Next post
Up