С начала учебного года Софка время от времени приходила из школы расстроенная и говорила, что с ней никто не играл. У нее была одна подружка и если подружка играла с другими детьми, дочь оставалась одна. Изредка она играла с Джедом и другими мальчиками, но ей самой интереснее девчачьи игры. А перед и после
вот этой истории у Софки в школе наступили трудные времена. Некоторое время с ней играла девочка на пару лет старше. Но в какой-то момент девочка взяла у Софки игрушку, не хотела отдавать и играть тоже перестала. Дочь приходила из школы и говорила, что ее никто не любит. Однажды она расказала, что один мальчик ей так и сказал: "Ты никому не нравишься, но мне немного нравишься". Думаю, это был неуклюжий способ сообщить о своей симпатии. Но попало как раз на больную мозоль.
К софкиным заявлениям "меня никто не любит" я спокойно относилась - ну, может и не любят; она же не зеленая бумажка, чтобы всем нравиться. Вот, с соседями у Софки никак отношения не складываются. Одно время, летом, она хорошо с ними играла. Но однажды выступила неудачно: обиделась на что-то и прогнала всех - и с тех пор дети и сами ее избегают. Не думаю, что это была такая уж ужасная выходка. Просто мы живем как раз между двумя родственниками: через стенку пара погодков, и с другой стороны в доме - и старшие кузен и кузина. Подростки, понятно, вообще Софкой не интересуются. А ровесники всегда предпочтут со старшими родственниками поиграть. Да и, как это тут не редко бывает, детям внутри семьи вполне хватает друг друга. За год жизни тут у детей ни разу не завязалось дружбы на детской площадке. У детей, как и у взрослых, на улице в большинстве случаев очень доброжелательное, но поверхностное общение. Реальный шанс завести друзей и вообще стабильные социальные связи наладить тут в основном по месту учебы или работы. Ну, есть еще библиотека и совместные спортивные занятия. Но в последних мы не участвуем - мне с младенцем это неудобно, а муж слишком много работает. И в библиотеке бываем недолго, бегом.
В общем, я спокойно относилась к заявлениям "меня никто не любит". Но когда раз дочь сказала
: "Меня никто не любит, потому что я русская, а в России люди плохие" - я всерьез встревожилась. Во-первых, мы с мужем это обсудили и решили при детях немного меньше обсуждать новости из России и шутить. Как минимум - пояснять детям, что мы имеем ввиду и что в России плохо, а что все-таки хорошо. Во-вторых, я на следующий же день пошла в школу. И подошла сразу не к учителю, а к директору. Дело в том, что тут директор - не то же самое, что в русской школе. Он, точнее, в нашем случае - она - доступен всем, и детям, и родителям. Директор знает всех учеников, в курсе основных сложностей и проблем. Она участвует не только в "серьезных разборках", но и повседневных делах. Кроме организаторских обязанностей, она выполняет роль консультанта по множеству вопросов. В общем, если нужен человек, который в курсе всего, всем интересуется и может помочь - надо идти к директору.
Я нашла ее сразу же. Кабинет директора находится сразу у входа в школу, рядом с ресепшн. Но директор была не в кабинете, а в спортзале. Она посадила меня рядом, выслушала. Рассказала мне, что, оказывается, учителя поощряют детей приносить в школу игрушки и делиться ими. Полная противоположность реалий нашего детства: делиться едой нельзя, а игрушки свои и давать поиграть, и дарить можно. Впрочем, дарить никого ничто не просят. Наоборот, суть в том, чтобы дети договоривались и исполняли обещания: взял поиграть на день-два - вернул, как обещал. Возможность проявить щедрость и научиться слово держать. Честно говоря, мне эта затея сразу не понравилась и сейчас я от нее не в восторге. Софка-то на чужие игрушки как-то не завидует, зато попадает в ситуации, когда свои не может вернуть. Директриса поинтересовалась, у кого какие софкины игрушки. Я сказала. Одну девочку она сразу подозвала к себе (класс был в спортзале) и спросила. Та стала все отрицать. Директрисса послала ее проверить в своих вещах - вдруг там игрушка. Девочка убежала, а директор сказала мне, что, конечно, та сейчас ничего не найдет, но задумается. ) Поговорили о том, с кем вообще дружит Софка и директор предложила мне включить ее в школьную программу, где ее будут учить, как заводить друзей. Конечно, я была только рада. Потом я еще поговорила с учительницей Софки. Та ничего особенного не замечала. Говорит, мол, девочка и ведет себя хорошо, и вроде общается со всеми. Но специально она не следила и пообещала посмотреть прицельно.
Это было в декабре. Потом все в семье начали болеть - то по одному, то одновременно - и мне было уже не до школы. Я не пришла поговорить с директрисой, как она просила. Однажды столкнулись с ней в госпитале, она остановилась и спросила, как у нас дела. Мы ее поблагодарили - в самом деле софкины дела пошли на лад. Почти все ее игрушки к ней вернулись - одну, похоже, подружка потеряла, что Софка без труда простила. Примерно через месяц у Софки появилась новая подружка. Ника. Не такая солнечная и доброжелательная, как Руфи, но и не друг всем и каждому. ) Софа начала играть с разными детьми, приходила домой довольная и собой, и прошедшим днем. Как-то я ее спросила: "А помнишь Бойко сказал, что ты никому не нравишься?". И дочь ответила радостно: "Так, он ошибся!".
А с Руфи они все так же друзья. Софка уже не сосредоточена так на одной-единственной подружке. Руфи бывает у нас, Софка у нее. После истории со стекляшками я сразу купила дочери кучу таких. Видимо, так же поступила мама Руфи. И, похоже, воспитательную работу провела. Я как-то видела, как Софка хотела подарить подружке "камешки", та поблагодарила и отказалась. Сейчас Руфи сама задаривает подружку камешками и игрушками, девчонки делают друг другу браслетики и бусики.
На прошлой неделе пришло письмо от софкиной учительницы. Мол, в классе девочка из Словакии, она почти не говорит по-английски. Ее родители просят о плей-дейтах, чтобы девочке было легче завести друзей и адаптироваться. Я как прочитала это, почувствовала себя как тот дурак с золотой рыбкой: "А фто, мовно быва?". Что же мы-то там протупили в прошлом году? Софке настолько проще было бы в школе. И друзей ей было бы проще завести, и мы бы с разными семьями могли познакомиться...