- Смотрите, она управляет головой! - кричала сегодня Софка, когда увидела, как сестра ворочала головкой, лежа на спине. И я подумала, что что-то правда ничего про Улитку не записываю. В то время как каждый чих первенца был запротоколирован. И это сейчас уже очень пригождается: старшие любят смотреть записи про них и радуются, когда находят что-то особенное про себя.
- А я была лучше Улитки! - сказала Софья, когда узнала, что в младенчестве она могла не спать по нескольку часов подряд. Я не стала объяснять, нравилось ли это мне. :)
Улитка, как и ее брат, с рождения умела лежа на животе приподнять голову и положить ее на другу щеку. Я уже даже не знаю, возможно все дети это умеют, если их класть на живот. Но раз уж Улитка может, я проигнорировала рекомендацию канадских врачей оставлять спать младенцев только на спине (считается, что это снижает риск СВДС).
Сегодня Улитке 27 дней и она первый раз мне улыбнулась. Лежа на животе она может приподнять голову (не достаточно высоко, чтобы смотреть перед собой) секунд на 10. Но самое главное про нее - Улитка для всех нас забавная куколка, живая игрушка. Обыкновенный чудесный младенчик, основая функция которого - умилять всех всех вокруг. Спит, ест, какает, прибавляет в весе безупречно, всегда спокойна рядом с мамой, благосклонна к слингу и бонусом ко всему этому - младенчиковые сопения, кряхтения, хрюканье и мяуканье. Спит Улитка с нами (надеюсь, мы не шокировали патронажную медсестру отсутствием детской кроватки, да и взрослой тоже - мы спим на матрасе на полу) и последнее время ей лениво просыпаться ночью покушать - я высыпаюсь безупречно.
А вчера я к большой радости старших распаковала малышовый коврик.
Я совсем не считала, что он нужен Улитке, но правильно решила, что вокруг игрушки будут крутиться старшие, что младенца развлечет.
- Нам нужен мобиль? - спросил Сноу Лео, когда я выбирала эту игрушку.
- У нас уже есть два - ответила я.
Мало того, что дети долго играли сестренкиным ковриком - танцевали под музыку, дергали все, что можно дернуть и перевешивали игрушки с места на место, Богдан еще и приглядел себе погремушку и с моего позволения утащил ее к себе в комнату. Софка наоборот - сама следала и подарила сестричке браслетик. Правда, я не разрешила его ей одевать на ручку, но игрушка получилась удачной для того, что бы хватать ее младенчивой лапкой.
Старшие дети все так же умиляются на сестричку. Есть признаки, что Богдашка переживает. Во-первых, его любимой игрой стало связывать игрушки. И дело даже не в том, что причины такой игры описал один детский психоаналитик. А в том, что малыш много эмоций в это вкладывает. Когда у него не получается привязать динозаврика к машинке или машинку к самолетику, он начинает ужасно переживать и плакать. Я взяла за правило каждый раз, когда он подходит ко мне с просьбой что-то к чему-то привязать, говорить ему, что я его люблю и целовать. А если у меня есть время и руки свободны, хватаю малыша за руку или за ногу и говорю, что я его привязала и не отпущу - Богдашка очень радуется. Это помогает: он все еще много играет веревочками, но уже без прежнего эмоционального накала.
Во-вторых, Богдашка стал хуже спать. Такого плача по ночам, как раньше у Софки, у него никогда не было и нет. Но если до недавнего времени малыш спал совершенно спокойно, сейчас он может проснуться и звать меня. То просит печеньки, то жалуется, что его никто не поцеловал. И любимое: "Мне приснился страшный сон!" и через пару минут, не успев заснуть: "Мне приснился еще один страшный сон!". Впрочем, чем чаще я обнимаю его днем, тем реже он просыпается ночью.
Софка же наоборот стала спать хорошо. Сама ложится и спит спокойно. Она научилась у Богдашки сразу просить у меня прощение, если натворит что-то и просить меня пожалеть ее, если плачет. Дочь очень старается всячески мне помогать. И она действительно много в чем может помочь, в основном отнести-принести-подать-включить-выключить что-то. Даже может навести порядок в своих вещах. Главное внятно и точно просить ее и обязательно благодарить. Софке явно нравится чувствовать себя нужной. Богдан это в какой-то момент тоже заметил и начались споры со ссорами - кто будет мне помогать. Но сейчас, похоже, сын стал спокойней и перестал с сестрой так конкурировать. Он менее охотно выполняет просьбы: причисляет себя к малышам и считает, что еще не должен помогать взрослым, как большая девочка Софа. ) А с большой девочкой стало интересней разговаривать: Совенок лучше соображает, интересуется устройством мира, внимательнее выслушивает объяснения.
Но какие-то переживания у нее тоже есть. Недавно я со старшими смотрела детскую энциклопедию - малышей почему-то заинтересовали термиты. Я прочитала статью, перевела (энциклопедия на сербском) и мы просто сидели и рассматривали картинки. Софка вдруг стала меня спрашивать про королеву термитов. Был вопрос: мол, а почему она на вылезет из этого (та часть насекомого, которая похожа на термита из части, похожей на гусеницу). Я в этот момент почувствовала, что мне бы чего-то подобного тоже хотелось бы. Мне вспомнился пелевинский прогон про вампиров - я тихо содрогнулась, представив себя обездвиженной и замурованной. Я ничего такого озвучивать, конечно, не стала, но, видимо, мы с Софкой уловили один и тот же пугающий архетип, какая-то очень женская тема. Дочь еще что-то спрашивала про жизнь термитов. А вечером, когда мы возвращались с прогулки, она отстала и прибежала домой испуганная: уверяла, что увидела королеву термитов на дороге. Я предложила дома поиграть в термитник, но дочь отказалась наотрез. Тогда я просто стала задавать ей вопросы: какая она, королева, что она делает, что она чувствует, что она хочет. Софка отвечала очень сухо и не желала фантазировать на тему, старалась придерживаться фактов из жизни термитов. Только про чувства королевы сказала что-то вроде "плохо ей". И, видимо, чтобы я с этой темой отстала, дочь вспомнила: "Все-таки на дороге это была не королева термитов, а шишка". Судя то тому, что спала Софья спокойно, со страхом своим она действительно справилась.