Немного робости в малыше еще остается. Так, когда Совушка хочет пойти на незнакомую детскую площадку, где есть кто-то, она обязательно тянет меня с собой за руку. Но потом смелеет, быстро осваивается и убегает играть, на меня даже не смотрит. Ловко лазает по всевозможным лесенкам, любит гонять мячики. Как-то побежала играть с малышом лет 1,5, принесла ему мяч, кинула. Тот расставил руки, вроде ловит, но как обычно бывает в таком возрасте, не успел поймать. Мяч отрикошетил от головы малыша, Софа опять побежала за игрушкой. А когда вернулась и хотела опять кинуть мяч малышу, бедняга уже не пытался его поймать, а просто убежал прятаться за бабушку.
А вот иррациональных страхов у малыша пока не замечено.
Конечно, есть вещи, которых она боится. Как-то я слышала, как малыш, сидя высоко на лесенке, сказал себе под нос, что страшно. Мне глядеть на дочь тоже было страшно. Сразу после своих слов Софа слезла вниз. На вопрос, боится ли она какой-то конкретной собаки, котенок обычно отвечает, что да, боится. Но это явно не тот страх, когда убегают с визгом, а просто здоровое опасение. Впрочем, как-то наш котенок пытался отвоевать свой мячик у здорового пса. Игривый зверь забежал на детскую площадку и схватил эту софкину игрушку, то подкидывал, то держал между лап. Совушка даже в какой-то момент завладела своим мячиком, но сделала глупость: кинула его в сторону. Собака поняла это как предложение играть, схватила игрушку и убежала далеко. Софка только смотрела вслед озадачено. Пес же сел с мячом между лап и ждал продолжения игры. Тут уже я вмешалась: подошла и забрала мячик.
Почему-то до сих пор Совушка побаивается некоторых бытовых приборов: фена, миксера, соковыжималки. Или издалека смотрит, как я ими пользуюсь, или уходит, как только я предупреждаю, что что-то из них сейчас включу. И даже дверь за собой закрывает. Возможно, очень громкие звуки малыш воспринимает болезненно.
Самый смешной из софкиных страхов - это боязнь штучки для праздников: в нее дуешь, она свистит и разворачивается длинный язычок с пером на конце. Мы ее купили на новый год, но я убрала сразу, как только увидела, что малыш шарахается и плачет от этой шутихи. Сейчас она случайно попалась, я решила посмотреть реакцию котенка. Совушка также отбежала, сделала испуганную мордашку, но не заплакала. И как только я хотела убрать игрушку, детка начала требовать еще. Говорит, что страшно, подходит ближе, а как только выскакивает язычок - убегает подальше и смотрит. Развлекалась так, пока меня затея не утомила. Потом я видела, как малыш берет игрушку, дует в нее, а как только разворачивается язычок, кидает и отбегает. Возвращается, поднимает и все по новой. ))
Бывают и приступы гнева. Обычно в ответ на запрет или на родительское недовольство. Очень не нравится малышу, когда не выполняют его просьбы. Причем порой котенок начинает буйно возмущаться еще до того, как ему что-то запретили или не дали. Когда эмоции накаляются, Совенок кусает разные предметы (игрушки, одежду - что под руку попадется) или бьет по ним руками, кидает. Что мне не нравится - может и саму себя отшлепать. Это обычно в ответ на угрозу наказания. Я несколько раз предлагала ей в таких случаях шлепать меня по подставленной ладони, малыша это устраивало. Но после политика партии не меняется: запрет остается запретом, а требование - требованием. Софке приходилось смиряться.
Вообще-то репрессивные меры к Совушке сейчас применяются довольно часто. Она все чаще просто проверяет границы. Знает, какие ее действия не будут одобрены, смотрит внимательно на родителей и делает. На просьбы не реагирует, на повышение тона или угрозы выдает возмущение. Что все-таки хорошо проходит - это резкий крик, или удар рукой по столу, или хлопок в ладоши, а после повторение требования спокойным тоном. Например, Софка тянется к горячему утюгу. Кричу как чайка на помойке, малыш испуганно замирает. Я спокойно повторяю, что утюг горячий и это опасно. После этого дочь уже адекватно реагирует, отходит подальше. Или другой случай: мусорит и игнорирует мои просьбы перестать. Тогда я сильно ударяю по столу рукой и грозно смотрю на Совенка. Она, наконец, останавливается и смотрит на меня. Я повторяю просьбу уже спокойно и получаю нужную реакцию. Мне даже не нужно, чтобы малыш пытался исправить то, что натворит - достаточно, чтобы остановился.
По попе котенок получает, как правило, после серии возмутительных выходок. Бывает так, что Софка просто атакует безобразиями - то раскидывает вещи, то пытается что-то испортить, то снова и снова вытворяет что-то опасное. Вот тогда у меня кончается терпение, и я включаю торможение перевозбужденной нервной системы малышки с рецепторов на ее попе.
Но по большому счету, Совушка остается довольно послушной. Ей нравится сотрудничать, делать что-то вместе со мной, помогать. Она с видимым удовольствием выполняет небольшие просьбы. Например, убрать что-то на место, принести или унести, сказать что-либо папе. Как-то я послала ее за калебасой папы, а тот не понял и начал защищать любимую посуду от младенца. Софка как могла пыталась выполнить поручение. Я по ее долгому отсутствию догадалась, что происходит, пришла на помощь. Хотела было взять калебасу и уйти, но не тут-то было: Софа потребовала, чтобы я отдала ей прибор. И сама отнесла на кухню, как я просила.
Бесполезно требовать от малыша убрать за собой игрушки. Но помогает или предложить заняться чем-то интересным после того, как игрушки окажутся на своих местах, или самой начать убирать их - малыш практически всегда присоединяется. Работает еще и фраза: «Это Совушке известно: что взяла - клади на место!». Котенок обычно подхватывает ее, сама договаривает и тут же переходит к делу. ) Разумеется, малыш может остановиться и переключиться на что-то другое в середине любой своей полезной деятельности. Но я не считаю это проступком.
А еще малыш стал очень ласковым и нежным. Софа довольно долго не понимала смысл слова «люблю» и никак не выражала нежных чувств к родителям, только принимала ласки. Теперь же ее вдруг прорвало. Сама лезет обниматься и целоваться. Очень часто так ведет себя после ссор, будто пытается уверить, что все равно любит и хочет тут же получить подтверждение в ответных чувствах. Я после любых происшествий не пытаюсь сколько-то долго изображать недовольство, тем более, что обычно оно полностью выражается и пропадает уже во время конфликта. Раньше я старалась говорить что-то вроде: «Все, я больше на тебя не сержусь», а сейчас чаще забываю. Видимо, малыш по-своему проверяет, так ли это. Но бывают и очень часто у котенка нежности совершенно на ровном месте. Я стараюсь откликаться, говорю, что тоже ее люблю, и скоро объятия и поцелуи завершаются. Признаться, я этому рада: мне легко принять порыв, даже если я в данный момент на нежности не настроена, но прилипание малыша мне было бы в тягость.
Как и у всех обычных малышей, радость в Софкиной жизни все-таки преобладает. Дети способны радоваться всему подряд, веселиться и беситься сколько угодно. Мне особенно нравятся танцы котенка. Совушка может начать танцевать не только под музыку, но и просто под любой ритмичный звук (например, когда я что-то размешиваю ложкой в стакане или взбиваю вилкой). А может танцевать и в тишине, под свою собственную музыку. Жаль, это сложно снять на видео: когда малыш замечает, что за ним наблюдают, движения становятся более нарочитыми и уже не пленяют. Любит Совенок смеяться за компанию и любит смешить.