Dec 05, 2013 12:46
Недавно младший (в марте ему будет 4 года) отказался надевать сиренево-белые носки, аргументируя, что они "для девочек". А ещё раньше удивил попыткой отправить маму на кухню мыть посуду, при том, что у нас в семье посуду моют и папа и мама в равной степени, и мы вообще никогда не прибегаем в воспитательных целях к "гендерной" аргументации в стиле: "Ты мальчик(девочка), а значит..."
Вот откуда он мог почерпнуть установки, что мытьё посуды - занятие мамы, а сиреневый цвет - "немужской"? Садик? Дедушки/бабушки? Одиннадцатилетняя сестра?
Очевидно, что общество влияет на нас гораздо более иозщрёнными и тонкими путями, нежели это принято представлять. Потому убеждённость, что "главное - воспитание в семье", и уверенность, что ребёнка можно оградить от чего-то, что пронизывает окружающий социум - наивны.
Но влияние общества не было бы столь успешным, если бы не накладывалось на определённые биологические предпосылки. Нужно быть родителем разнополых детей, чтобы своими глазами увидеть, и на собственном опыте ощутить, насколько девочки и мальчики разные.
Меня поразило, как мелкий, ещё толком не научившись ходить, интересовался моим чемоданчиком с инструментами, как хватал отвёртку, или гаечный ключ, и, подражая мне, пытался "чинить" стул.
А эта невероятная страсть к машинкам? Раньше мне казалось, что отцы сами приучают детей сидеть за рулём, и крутить "баранку", потому что старшая никаких таких поползновений не демонстрировала. Но младший - совсем иное! Сам лезет на водительское кресло ещё всё с того же "подстолпешкомходительного" возраста.
От старшей осталась куча игрушек - зверушки, куклы, и прочее подобное. Они все в свободном доступе, но младшему абсолютно неинтересны. Единственное, что интересовало его из "девачкового" ассортимента - кукольная посудка. Был период, когда он довольно активно играл в повара.
А ещё он здорово бьёт по мячу, и сказал, что хотел бы пойти на футбол! И это при том, что я футбол никогда не смотрю, и никогда в футбол не играю. Порой я задумываюсь - а хватит ли моей собственной маскулинности, чтобы оставаться для него авторитетом?
Если младший не хочет надевать сиреневые носки, то у старшей когда-то был, напротив, "розовый" период - ей страшно хотелось, чтобы всё в её комнате было розовым. И это, опять же, при условии, что мы никогда намеренно не наряжали её в "девачковые" цвета, и не поощряли подобных поползновений со стороны родственников.
Для младшего сейчас одно из любимейших развлечений - конструктор. Собирает из наборов "Лего" всякие штучки. Соображалки чтобы собрать что-то сложное пока не хватает, но сам процесс нравится. А вот со старшей помню такой эпизод в в её 5 лет: Сидим, вместе собираем домик. У ребёнка раз за разом не получается правильно соединить две планки, способом, который совершенно ясно показан на изометрическом рисунке. Я раз за разом объясняю, и всё равно не получается. Потом вдруг до меня доходит - она просто не воспринимает рисунок как трёхмерный! Эти линии не складываются в её мозгу в объёмное изображение.
В общем, на моём собственном опыте "теория" о том, что все дети рождаются "гендерно нейтральными" трещит по швам. Хотя я и могу допустить, что некоторые дети действительно более-менее "нейтральны". Но не мои. Мои - "обычные". Наверное, это и к лучшему - легче будет адаптироваться для жизни в нашем вовсе не "нейтральном" обществе.
стереотипы