спасибо Лене, Ксюше, Вадику, всем Роминым друзьям и однокурсникам, вы очень помогли. спасибо моим друзьям и всем, кто тоже переживал. и Лёше с Антоном ещё раз спасибо. Рассказываю, что у нас, собственно, произошло.
В понедельник Рома ушёл на учёбу, с учёбы поехал на работу, с работы пошёл на митинг. Часов так около десяти вечера радостно сообщил мне по телефону, что едет в автобусе, что знакомых с ним нет, зато "тут вот Алексей Навальный сидит", что всего их человек 30. Отвезли ребят в ОВД Северного Измайлова - это метро Щёлковская, окраина Москвы. Сначала перезванивались относительно часто, потом у Ромы стал садиться телефон, и мы договорились, что он его выключит и будет звонить сам, если произойдёт что-то новое. В ОВД, кстати, я сразу стала звонить, но всякий раз было занято.
Часам к двенадцати стало понятно, что Рому можно домой на ночь не ждать. Ладно, решила, что утром соберусь и поеду в Северное Измайлово, поддамся зову сердца, а пока пообновляю твиттер, в котором однокурсники-рэшевцы уже подняли кипиш. Но Рома велел не поддаваться: около четырёх утра им сообщили, что на следующий день повезут в суд, а в какой именно - пока интрига, так что, приехав в Северное Измайлово, я рискую вообще ничего не узнать. Собственно, с четырёх часов мы больше и не разговаривали. Потом уже я прочитала, что у них забрали телефоны.
В итоге утром я поехала не на Щёлковскую, а на Баррикадную - на работу. Звонила в ОВД, в разные суды, лопатила жж и твиттеры. Ребята из рэш написали ректору, бывшим выпускникам (привет, Дворкович), связали меня с проректором по работе со студентами. Где-то ближе к обеду наконец появилась информация о том, что задержанных из ОВД Северного Измайлова везут в Тверской суд, 370-й участок. Собралась, поехала.
Возле суда толпилось человек 15 (потом стало намного больше), в основном пресса. Автобус с задержанными стоял чуть подальше. Собственно, как только я увидела сидящего у окна Рому, сразу практически успокоилась. К суду же приехали Ромины друзья, приехали мои друзья, приехали ребята, которых отрядила проректор, привезли еды, воды, зарядку и прочие нужные вещи. Несколько часов мы ждали, пока задержанных сначала отведут в здание суда, а потом оттуда выпустят. В итоге в качестве наказания им назначили сутки административного ареста, начиная с момента задержания, то есть до девяти часов вечера того дня, о котором я говорю. Но, поскольку до девяти оставалось ещё время, отпустить их никак не могли, а повезли сначала в ОВД в Мневники. Зачем? Чтобы отпустить там, логика железна. Так их туда и не довезли, заманались болтаться по пробкам и выпустили у метро 1905 года.
Сутками ареста отделались не все. Ребятам предлагали подписать протокол - мол, согласен с задержанием. Тех, кто не подписал, из суда ещё на ночь опять увозили в ОВД. Ну, и особо известным активистам, насколько я поняла, ехать домой тоже не было предложено.
Что действительно бесит и пугает, так это неизвестность. Очень стрёмно потерять связь со своими близкими и даже не знать, где они находятся. Не знать, придут ли они вечером ужинать. На все возражения в духе "они сами знали, на что идут" можно было бы ответить, что большинство задержанных загребли, когда они ни на какие баррикады не бросались, но я предпочту ответить, что мне глубоко сиренево, знали они или не знали. Если люди, у которых мозгов больше, чем у доброй половины моих знакомых вместе взятых, что-то делают, значит, у них на то есть причины и они тщательно взвесили все "за" и "против". Я считаю, что правы те, кто идёт на митинги потому, что готов к активным и, если нужно, агрессивным действиям. И те, кто идёт туда, просто чтобы выразить солидарность. И те, кто смешно (это непременное условие) стебётся над сложившейся ситуацией. И те, кто по зрелом размышлении предпочитает остаться в стороне от шумных толп. Правы все, кто понимает, что ситуация действительно серьёзная.
Но меня бесит слышать роняемые с высоты своего эго высказывания типа "что за бодягу развели, давайте заканчивайте, это всё фигня, не мешайте Мне работать". Увы, это уже перестало быть фигнёй, от которой можно отмахнуться и забыть. Я возвращаюсь с работы мимо автобусов с омоном, и я не могу сказать, что на стооо процентов уверена, что людям в форме не взбредёт в голову задержать и меня. Попахивает манией преследования - ну, да, возможно. Только это не на пустом месте. А работать мешают всем, не Вам одним. И на гордые заявления в духе "не Я эту кашу заварил, почему Мне расхлёбывать" хочется пожелать заткнуться. Если ворона врезалась в стекло подъезда и разбила его, кто-то всё равно должен убрать осколки, потому что ворона этого делать не будет. А Вы - это тёточки и дядечки в тапочках и трениках, которые сетуют, глядя на разбитое окно, что на них дует, а рабочие, которые приехали устанавливать стеклопакеты, мешают по лестнице ходить.