Одна незаметная на первый взгляд деталь может совершенно перевернуть видение целого. Казалось бы, в уютном полумраке музея выставили примитивные нелепые фигурки аборигенов. Потом приглядываешься повнимательнее, а у смешных фигурок зубки из аутентичного материала - человеческих зубов! И сразу открывается и схлопывается над головой тёмный мир, где фигурки - совсем не детские игрушки, а символ власти или амулет, используемый в зловещих ритуалах. Подступает к горлу суеверный страх и вспоминаются истории и фильмы о тех, кому не посчастливилось оказаться рядом с проклятыми вещицами.
Такое впечатление произвела на меня выставка африканского искусства в музее
de Young Сан-Франциско. После обзорной экскурсии по главным трофеям музея, нас отпустили погулять, и я случайно забрела в довольно тёмный зал этой выставки. Надо отдать должное оформиталям, атмосфера создана очень подходящая: сами залы затемнены, а за стеклом под светом прожекторов разной силы экспонаты как будто отвечают тебе пристальным взглядом.
По клику на описание откроется картинка с табличкой из музея.
Полуфигура человека на стуле, поздний ХIХ - ранний ХХ век. Дерево, пигмент, раковины каури (не зубы, в этот раз), метал, волокна.
Представленные на выставке объекты относятся к области Африки южнее Сахары. Приблизительно 110 культурных групп составляют экспонаты, охватывающие несколько столетий и широкий диапазон стилей, от реализма до абстракции.
Reliquary display figure (фигура для гробницы?), ХIХ - ХХ век. Дерево, пигмент, плетение, ратанг, волокна, человеческая кость, глина, раковины
Фрагмент трона, ХVI - ХVII век. Дерево.
Skull reliquary guardian figure (фигура-череп хранителя гробницы?), 1510-1820. Дерево, пигмент.
В своих первоначальных условиях эти объекты олицетворяли предков, выражали общественные ценности и служили религиозным и церемониальным целям. Например, художники Luluwa воплощали в bwimpe (фигуркax власти) идеалы красоты и моральной добродетели через их сложнейшие прически и стилизованные шрамы. Эти скульптуры использовались в ритуалах защиты женщин и их детей.
Стоящая фигура "kasungalala", ХIX век. Дерево и каолин.
Королевская фигура предков (royal ancestral figure), ХIХ - ХХ век. Слева-направо:
Орнамент на плечевой кости, ХIХ - ХХ век. Кость.
Ornament for shell valuable, ХХ век. Плетение, кость, перья, пигмент.
Фигура для спиритизма, 1490-1810. Дерево, пигмент.
Искусство долины Нигера известно своей напористостю и включает в себя яркиe традиции Африки. Эта скульптура с двумя телами и семью головами - воплощение духа-защитника. Впечатление производят её размер, контрастность и глаза, в которые вставлены зеркальные стёкла. Вероятно, изваяние устанавливалось в священном мсте, куда воины отправлялись перед боем или охотой. Также оно могло защищать деревни от врагов, злых духов и болезней.
Храмовая фигура защитного духа с семью головами, ХХ век. Дерево, стекло, краска.
Настороженная поза следуюшей фигуры выражает её центральную роль на судах. Скульптура считалась самим духом, именно к нему обращались участники. Каждый гвоздь в его теле - символ разрешённого спора или призыв к духу выполнить свою работу.
Фигура клятвоприношения, XIX век. Дерево, метал, гвозди, рог, ветки, стекло.
Болотистая, солёная дельта реки Флай покрыта зарослями мангровых деревьев. Шаманы отправлялись туда, чтобы использовать причудливые корни для воплощения своих видений о духах. Сохраняя иcxодную форму, они делали небольшие зарубки, чтобы обозначить части тела или лицо духа.
Kakame, ХIХ - ранний ХХ век. Мангровый корень и пигмент.
Кроме скульптурных метафор, там были и просто в лоб черепа, а также затейливые маски и костюмы.
Череп, Х1Х век.Человеческий череп, нити, раковины, ткань, ратанг.
Несколько экспонатов.
Танцевальный костюм, ХХ век. Ещё немного экспонатов, более дружелюбных на вид, можно увидеть на
странице выставки.
После увиденного эта улыбающаяся маска уже не кажется такой забавной, не правда ли?)
Плетёная маска, ХХ век. Плетениe, пигмент, перя, нити.