Как я уже говорила ранее, на практике я начала читать Американского психопата Брета Эллиса.
Изначально я жаловалась на стиль книги: все эти перечисления брендов, сухой текст... Но сейчас я понимаю, что могу смело отнести эту книгу к разряду любимых, сохранить и периодически перечитывать о_О
Я слишком рано начала говорить о том, что в этой книге нет насилия XD Уж чего чего, а этого в ней предостаточно))) Но, в отличии от того же Паланика, меня все-таки цепляет стиль и сам сюжет, сам персонаж... Патрик Бэйтмен вообще - образ, с которым я до конца не определилась %) И дело даже не в том, что в одноименном фильме его играет Кристиан Бэйл, хотя мне этот актер очень даже нравится) Дела в самом персонаже. В его абстрактности, размытости - отсутствии какой-то определенности... Но об этом чуток попозже)
Первое, что не выходит у меня из головы - образ обезличенного общества. Люди, по сути своей - серая масса. Как сказала маман, которая, в отличии от меня смотрела фильм - те же самые Кристиан Бэйл и Джарет Лето там просто потерялись. Их не видно. Так и сам герой со своими приятелями - они все безлики. Человек - это бренды, которыми он пользуется. Все описание строится на брендах: одежда, мебель, техника, ручки, посуда... Вплоть до носков и зубной нити. Герои попросту не знают друг друга в лицо: они все время путают друг друга, называют чужими именами. Самого Бэйтмена неоднократно путают с разными людьми, приглашают куда-то, обедают с ним. И никого это не смущает. Личностей нет.
Так же примечательно то, что никто из описываемых не слышит и не слушает. Все это напоминает один спллошной галдешь. Каждый говорит для себя и в пустоту. Бэйтман не раз этим играется, вставляя в свой разговор с кем-то жестокие и оскорбительные реплики, которые остальные пропускают мимо ушей.
Далее меня все время крайне удивляло то, о чем думают и разговаривают эти люди. Мерятся визитками, обсуждают тенденции моды, а точнее, "что и как можно и лучше одеть", выбирают бары и рестораны исключительно по журнальным отзывам. У них толком нет своего мнения. Их мысли - цитаты из журналов, газет и телевиденья.
Если говорить о самом Пате Бэйтмене, то тут я попадаю в один большой тупик...
Это банкир 27и лет, родом из состоятельной семьи, рабоатющий ради "облика", балующийся кокаином и проводящий свободное время в клубах и барах вместе с сослуживцами и приятелями. Бездушный, циничный, черствый и грубый. Вспыльчивый и нервный. Он смотрит шоу патти Винтерс (что-то типа желтой прессы, аналог нашего "Пусть говорят") и фильмы из видеопроката, в котрый ему всегда нужно "вернуть кассеты". Он живет по соседству с Томом Крузом, ходит в спортзал, в косметический салон и солярий. Имеет рельефное тело и пользуется вниманием у женщин.
Это кровожадный убийца, последняя сволочь и чудовище, извращенец, никрофил, расчленитель, убивающий бездомных в подворотнях и темных улицах, проституток у себя дома после своих групповух, и детей в зоопарке. Он смотрит порнофильмы, принося их домой из видеопроката, есть кожу с трупа, хранит останки в шкафчике спортзала, в холодильнике, или просто дома.
Это "пай-мальчик" и "жополиз", который "едва ли мог снять эскорт-девушку, уже не говоря об...", "Мистер Гринч" и "ворчун".
Как говорит сам Патрик о себе в главе "Конец 80х":
… существует представление о Патрике Бэйтмене, некая абстракция, но нет меня настоящего, только какая-то иллюзорная сущность, и хотя я могу скрыть мой холодный взор, и мою руку можно пожать и даже ощутить хватку моей плоти, можно даже почувствовать, что ваш образ жизни, возможно,сопоставим с моим. Меня просто нет. Я не имею значения ни на каком уровне. Я - фальшивка, беррация. Я - невозможный человек. Моя личность поверхностна и бесформенна, я глубоко и устойчиво бессердечен. Совесть, жалость, надежды исчезли давным-давно (вероятно, в Гарварде), если вообще когда-нибудь существовали. Границы переходить больше не надо. Я превзошел все неконтролируемое и безумное, порочное и злое, все увечья, которые я нанес, и собственное полное безразличие. Хотя я по-прежнему придерживаюсь одной суровой истины: никто не спасется, ничто не искупит. И все же на мне нет вины. Каждая модели человеческого поведения предполагает какое-то обоснование. Разве зло - это мы? Или наши поступки? Я испытываю постоянную острую боль, и не надеюсь на лучший мир, ни для кого. На самом деле мне хочется передать мою боль другим. Я хочу, чтобы никто не избежал ее. Но даже признавшись в этом - а я делал это бесчисленное количество раз, после практически каждого содеянного мной поступка, - взглянув в лицо этой правде, я не чувствую катарсис. Я не могу узнать себя лучше, и из моего повествования нельзя понять что-то новое. Не надо было рассказывать вам об этом. Это признание не означает ровным счетом ничего…
На фоне всей бессердечности, грубости, кровожадности и сухости, в Патрике порой мельком проскальзывает сострадание, доброта, романтичность, беспомощность. В главе "Летом" мы видим, что Бэймен может быть вполне романтичным и увлеченным, способным радоваться мелочам. Хотя, по той же главе заметно, что не долго... В главе "Конец 80х" Патрик даже задумывается о том, чтобы остепениться, жениться.
"и все же она ослабляет меня, похоже, она решает, кто я такой, и на свой упрямый, своенравный манер я готов признать, что чувствую укол совести, что-то сжимается внутри и прежде чем я способен остановить это, я обнаруживаю, что едва ли не тронут, и теряю голову от того, что и во мне, возможно, существует способность принять, пусть и не ответить на ее любовь. Я думаю, не видно ли ей, прямо здесь, в Nowheres, как у меня в глазах развеиваются темные тучи... и вопрос: Почему бы не остановиться на ней? - возникает на моем горизонте. Ответ: тело у нее лучше, чем у большинства известных мне девушек. Другой ответ: все равно все одинаковы. Еще один: на самом деле это не имеет никакого значения. Она сидит передо мной, мрачная, но надеющаяся, невыразительная, едва не плачет. Я пожимаю в ответ ее руку, взволнованный, - нет, тронутый ее неведением зла."
Пат Бэйтмен очень внимательно относится к музыке. Несколько глав посвещаны подробному разбору альбомов Genesis, Huey Lewis and The News и Уитни Хьюстон. Он ценит в музыке взрослость, романтизм, глубокость, красоту. Это, пожалуй, единственное его увлечение, которые мы видим крайне ярко. И то, как он разбирает каждую композицию и как он о ней говорит - цепляет меня.
Примечательно также, что в книге есть два персонажа, которые все-таки, на мой взгляд, выделяются в жизни Бэйтмана. Это его секретарша Джин, в которой говорится в главе "Конец 80х", и Луис Керрутерс - влюбленный в Патрика гей, который всячески хочет заполучить его. Запомнились они мне потому, что к ним было немного иное отношение, нежели к остальным. Если говорит про Льюиса - то, учитывая ярую ненависть Патрика к гомосексуализму, как он его не убил - непонятно. В главе "Атака педика" максимум, что сделал Бэйтмен - обеспечил Льюису синяк на лице, в то время как мог выпустить ему кишки и намотать на вешалку. Бэйтмен избегает его, сторонится, отталкивает - но на этом все. Слишком мягко, пожалуй.
Если говорить о Джин - то тут еще интереснее. Джин - единственная девушка, которой Патрик боиться сделать больно. Он не церемонится со своими подружками, про остальных девушек я вообще молчу. Но к Джин он относится иначе. И даже в день святого валентина, когда он наровил отослать сердце девушке её матери, послать кровь факсом еще кому-то, то Джин он просто купил и отослал множество приятных вещей, которые не несут в себе ничего негативного.
Мысли Патрика, как и он сам, крайне запутанны и противоречивы. Он думает о том, как выпустить внутренности какой-нибудь красотке наряду с тем, как можно помочь сиротам. Как бы закинуться таблетками и нюхнуть кокаин на ровне с тем, что он противник наркотиков. Все это, в совокупности с его переживаниями, поступками и словами составляют некую "кашу", в которой трудно найти что-то однозначное.
Тем не менее, я докатилась до того, что вчера мне приснилось, что я встречаюсь с Бэйтменом XD Все это было похоже на отрывок из фильма, хоть я его, как я уже говорила, не видела. И не смотря на сухость и отчужденность этого героя, сам сон был хорошим. Хотя я, блин, до сих пор в афиге со своей фантазии и мозга %) Докатилась...
А вот вчера, собственно, я дочитала таки книгу. Закончилась она достаточно неожиданно. Как и началась. Оставив след в глубинах разума.
Сегодня вот все утро ловила себя на некой ломке %) Все время хотелось открыть книгу и читать дальше, а читать было нечего XD У этого произведения есть свое настроение, которое я перехватываю и это состояние мне нравится. А сейчас его не хватает.
Не хочу пока садиться за что-то еще, ибо впечатления от Американского психопата переполняют. В дальнейшем все же посмотрю фильм. Просто ради интереса, как экранизировали книгу и как сыграл Бэйл. Но, не знаю почему, он и Бейтмен сложились у меня в голове в некую прочную ассоциацию, хоть фильм я еще не смотрела))))
А вообще советую для прочтения. Конечно, мясо и прочие мерзости заставляют задуматься, но сам стиль и повествование все-таки интересны. И вдруг вы найдете что-то свое во всех этих размышлениях, мыслях...
Я вот нашла)