Это я о своих студентах. Которые раз в неделю теперь приходят ко мне на занятия и рассказывают, как у них разболелся живот, глаз, зуб, умер кот, соседская овчарка съела хомячка, оторвался балкон, прорвало трубу, взорвался компьютер - и все ради того, чтобы помешать им выполнить домашнее задание.
Только тетя Люба не ведется. Потому что очень-очень-очень суровая. Мало того, что не пускает на лекции всех, кто опоздал сильнее, чем она сама, так еще и
любит с особым цинизмом поглумиться над страдальцами.
Ага, ставит задачи одну чудовищнее другой.
Напишите-ка мне, грит, репортаж.
Шобы до мурашек.
Шобы плакалось и смеялось.
Шобы читалось без отрыва.
Ну и шобы провоцировало только вумные мысли.
И пишуть ведь чертяки, пишуть как миленькие...
Не все, конечно. Но это пока.
Главное, что после трех занятий появился прогресс. А ведь поначалу все двадцать пять человек вообще не чесались. Трепетали нежными ресницами и на беспощадно поставленный вопрос отвечали: "Ах, Любовь Валерьевна, с нами уже второй год пытаются что-нибудь сделать. И домашнюю работу задают, и посещений требуют - все без толку. Такие мы - безалаберные".
Этот разговор со студентами я пересказала на кафедре. "Да-а-а-а, - согласились преподаватели, - ничего не можем сделать. Студент не тот нынче пошел, совсем не тот. Пофигистичный какой-то, неуправляемый, ничего не боится..."
И вот тут мой шлагбаум упал. Да вашу ж мать, думаю. Что за группа продленного дня!
Никогда не понимала заявлений, вроде "мы ничего не можем с ними сделать".
Не можем заставить сотрудников приходить на работу вовремя.
Не можем отучить ребенка от пустышки.
Не можем добиться тишины на школьном уроке.
Как не можете? Все ведь в вашей власти! Пряники в виде оценок, зарплаты и вкусняшек, кнуты в виде штрафов, тех же оценок и шлепков по попе. Отчего же вы, дорогие взрослые, учителя, начальники, опускаете лапки и закатываете глазки: "Ах, мы бессильны!" А потом другим взрослым, учителям и начальникам приходится прилагать троекратные усилия, чтобы вернуть детей и подчиненных на путь истинный. Что это? Лень, помноженная на безответственность? Или рахитичная слабость характера?
Мне тут по случаю дрессировки студентов вспомнились чихуахи сестры. Когда я приехала в Барселону, они с настойчивостью голодного бульдога демонстрировали один и тот же стимул-реакцию. Стоило зазвонить стационарному телефону (а звонил он, надо сказать, пригадастно - отчаянно, протяжно) - собаки поднимали дикий вой.
Все домашние бросали дела и принимались их успокаивать. Особенно младшую. Исси зовут. Она орала уж о-о-очень пронзительно.
Соня все переживала: "Что же будет, когда ребенок родится? Станет просыпаться от каждого звонка. Неужели придется избавиться от телефона? Раз он так на нервы собакам действует?"
А избавиться от него было проблематично. Голосистая коробка позволяла звонить в любую страну мира за какие-то смешные копейки. В чем там секрет не спрашивайте. Это все Габи - Сонин муж. Он по образованию инженер телекоммуникаций. То есть почти волшебник.
Пока Соня лежала в роддоме я организовала маленькую воспитательную кампанию. Стоило телефону зазвонить, а собакам поднять вой, я отвешивала каждой хорошего такого пинка. Раз отвесила, два. А на третий они просто перестали обращать на телефонные трели внимания. Словно вовсе не слышат. Младшая, правда, по возвращению хозяйки из роддома попробовала снова закатить концерт, но чтобы успокоить негодяйку хватило одного грозного движения бровью.
Вывод? Простой. Упорство и настойчивость. Настойчивость и упорство. Начал требовать - требуй до конца. Хочешь добиться результата - не отступай, пока не добьешься.
А студенты... Ну чисто дети. Как моя Стаська, только проще. Сразу видно, никто над ними воспитательных экспериментов не ставил. Чистый лист. Мечта садиста от педагогики))))).