Экзистенция.

Oct 31, 2013 19:53



Смотрели с супружницей Гравитацию.
Таки в синематографе и таки в 3де.
Ну что сказать.
Космоззз он есть. Про космозз очень правильно Джо Роган говорил, но я его тут не буду, старенький, пожилые люди не одобряют такой юмор. Это, видимо, гормональное.
Но зато знаешь, старенький, чего тебе скажу?
А вот.
Нет, ну так вот, по сути - болтается два часа тётка в металлоломе и пустоте и всё. И больше ничего. И весь смысл.
Нет, ну есть там тоже путь домой, а значит и это тоже немножечко Одиссея. Но в Обливионе Одиссея куда более одиссеистая, чем здесь.
Нет, сюжет не самая сильная сторона этого фильма.
И не хвалёный 3де тоже. Ну там облака кучевые и ваще. Но, серьёзно, мне этот 3де напоминает скорее открытки такие призматические из детства, чем реальный какой трехмер. Порой это забавно, но как то уже утомляет. особо когда эти фокусники начинают швырять мне в лицо всякий шанцевый инструмент или там крепёж, например. Тыщщу раз уже было. Это что вам - сельское шапито? А я вам что - прело-капустный пейзанин? У этих фокусов борода как у Ашшурбанипала, я же пришёл смотреть на канатного плясуна.
Нет, я понимаю, что это всё борьба с экранками. Но сколько вы мне в рекламе не говорите, сколько не убеждайте меня , что это трёхмер, но если на клетке быка написано "Кац", то это уже наезд.
Это субъективное, даже, вероятно, физиологическое, но вот вам моё "не верю".
Космос в кино красив.
3де не нужен.
Следуя устоявшейся буддийской практике отсекаем иллюзии. То чего нет. Итак: могучего нарратива нет, трёхмера таки нет.
А что есть?
Есть атмосфера. Охренительная космическая экзистенция. Ты уникален в этой чуждой среде.
Ты есть и ты один. А вокруг среда. И она тебе чужда.
Долбаные дионисийские мистерии.
И иначе быть не может. Вся наша жизнь - контакт со средой. Среда давит на нас, борет, она нас питает и она нас же убивает. Она - источник наших страданий иначиная от первого вздоха и старческой гравитации давящий на усталые плечи. Страданий из которых всё - и вступление в оппозиционную партию и желание быть любимым и куча всякой другой необязательной херни, как крик: "Я есть! Мне херово! Я жив! Я нихуя не хочу помирать!"
Пелевин, мон шер, точно это всё подметил.
А среда, она - жестокая сука.
И нигде она так ни сильна как  в открытом космосе. Больше нигде её нет в таком количестве. В нашем уютном мире она ограничена хоть какими то рамками и стенами. А там - нет.
От того там наваливается это всё на человечка с немерянной силою.
Мыслящий тростник в старом советстком скафандре.
И держит его не только этот скафандр, а ещё его внутренний эдем. Тот образ, что в каждом из нас. Он наш хребет и наша цель. Просто вокруг столько места, что если не идти куда то в определённом направлении ты просто сгинешь. Вот мы и идём домой.
Потому и Одиссея.
Только в Обливионе она нарративаная, а тут - субъективная.
Вот тут я поверил этой фильме.
Потому как на личный опыт похоже.
 Есть всякие там истории.
[История 1 (из письма учёному с)]
Тебе повезло. У тебя есть это особенное место на Земле. И особенные люди там же.
У меня тоже есть. Оно даже называется похоже - Первухинка.
Там прошли лучшие дни моего детства.
И знаешь, какое дело, связана у меня с местом этим одна история. С философскими выводами. Я её расскажу тебе, ты потерпи. А выводы дам в конце. Вот как раз ради них то.
Так вот. Был период, когда я в этом своём особом месте долго-долго не появлялся.
Много лет.
И память об этом особом месте как то грела и освещала меня изнутри в самые тяжёлые, гнусные и мрачные моменты моей жизни, которых, этих моментов (я думаю, ты не удивишься и поверишь) хватало. Это был как какой то стержень внутри меня на котором держался я весь. Я был как намотан на это воспоминание.
Похрену вся эта дрянь, есть на свете мой собственный рай на Земле и вся эта фигня мне ни по чём. Я пройду сквозь это никчемное говно и вернусь когда то к этому светлому и настоящему. Как в край обетованный. Как в Эдем.
Ну я так высокопарно конеш не думал, но так оно на самом деле было. Просто жило внутри.
И вот, пришло время, я наконец то заборол и ваще и смог таки вырваться и приехать в Первухинку.
И это было как камнем по голове. Я не учёл одного момента. Что пока я тут все эти годы жил-боролся-менялся, в моём раю прошло ровно столько же лет. Что там прошло не мен6ьше изменений , чем во всём мире. Что край этот сдвинулся по мировой шкале вместе со всеми и всем.
Вот это был экспириенс и шок. Натурально.
Из меня как позвоночник выдернули.
Пипец.
А нефиг быть таким наивным верцуном. Надеяться на внешний мир.
Ему пофиг. Он как машина. Его запустили, он и едет.
Но было же! Было! И где оно теперь?
А затем пришло какое то как просветление что ли.
Я понял, что рай мой, он не где то, а внутри меня. Что там его и надо хранить в первую очередь.
И когда я это не только понял, но ощутил, сжился с этим, всё и изменилось. Всё вернулось, понимаешь?
Не сразу, через приведение в порядок ручками окружающего мира тоже, конеш. Ремонт там, Но было ощущение, что и мир сам сместился. Словно я что то потерял и снова нашёл.
Мир изменчив, такова его природа, но мы можем хранить в себе эту частицу чего то настоящего. Извини за высокопарность.

Героине есть куда возвращаться. А ещё там вот этот момент с нашими мёртвыми, которые глядят на нас.
Человеческое, очень человеческое.
Потому женщина.
И среда.
Ведь есть вот эта штука, ты можешь помирать, а солнышко будет светить, птички петь, где то даже будет играть весёлая музычка. И ты будешь ощущать себя таким отрезанным ломтём, что рванёшься из последних сил куда то от этого. И это, возможно, тебя спасёт.
Куда?
Туда.

Тут с этим есть второй момент, который мне не очень. Хотя он на поверхности и очевиден.
Слишком на поверхности.
Это агитация.
Просто в штатах там такой совок, что ваще.
Вот дают НАСе бабла и снимается пропагандонское кино про Красную Планету, что уже завтра оттопчемся в пыли и яблок насажем.
Кризис, в бюджете нет бабла, НАСУ не финансируют и сразу пояснение - в космосе акулы, в космосе гаврилы, советские спутники и лучи смерти. Там никто не услышит твой крик и не сможет кушать мороженку.

А вот хуй.

Для того чтобы ощутить это всё необязательно в космос лететь. Это противостояние человека и среды оно проистекает из нашей природы.
Вот был у меня случай.
[История 2 ]
В юные годы был я однажды приглашён на днюху к девушке, ставшей спустя годы моей супругой. В прочем, старенький, ты помнишь, тогда ничего этого даже не предполагалось. Жизнь идёт своими путями.
Ну так вот. Напомню тебе, старина, что ты был работающим студентом не смотря на лето и на следующее утро тебе надо было на работу. А днюху праздновали в саду. А путь к этом усадовому товариществу шёл , внезапно, через задворки и охвостья харьковского таркторного, а это был такой Фоллаут, что хоть прямо бери и снимай. Тереконы-горы остатков отходов литья, остовы старой техники, выгоревшая земля, технический водоём в каком то техногенном кратере с порушенной башней посередине, узкоколейка сталкеровская какая то, и стены кустарника вокруг. И когда из этого постапока мы ВНЕЗАПНО! Вышли в эдем, это было охуетительно.
Ты, конечно, пытался запонить дорогу, ведь планировалось, что назад ты будешь валить один, все прочие продолжат праздновать.
Без толку.
Свалил с гулянки ты где то за полночь. И так неизбежно решительно заблудился в этих руинах порушенной империи шо пиздец и помнишь ты это до сих пор. В ТЕМНОТЕ ПОСТАПОК ВЫГЛЯДИТ ИНАЧЕ!
В общем ты бродил среди гор земли и литья, трупов бульдозеров и экскаваторов, перебирался через арматурины и рельсы. Однажды даже нашёл вагончик сторожа, но на стук твой никто не ответил. То ли не было его, то ли слишком решительно и пьяно ты требовал выйти из сумрака. потом за тобой увязлась ватага бродячих собак. Опасно крупных и явно голодных. И ни души. По счастью, вокргу было много камней. Ты швырял их в стаю псин, метя в заводилу и умные псины разбегались. Чтобы затем собраться в стаю снова и вновь увязаться за тобой. Пытасяь то обойти тебя с флангов, то подобраться поближе сзади. До следующего броска булыжником. И затем всё повторялось снова.
С этим эскортом ты шарился по этому, становящемуся всё более неуютным месту. Офигенски не хотелось тут оставаться, офигенски хотелось выбраться отсюда. Было очень темно, очень твёрдо и пыльно. Даже сам воздух был какой то не дыхательный.
Тут ты посмотрел на горы шлака, насыпанные вокруг. Пришла в голову идея, что с вершины можно будет осмотреться.
Ты полез на вершину терекона. Псиный видимо решили, что ты окончательно рехнулся и отстали.
А когда ты выбрался таки на вершину горы... И осмотрелся... У тебя прямо защемило твоё пьяное сердце. Там, далеко, были жилые дома. В них горел свет. Там где ты был были потёмки, а там горел свет, там были люди. Они пили чай, смотрели телевизор, читали книги, укладывали своих детей спать, любили друг друга. Ты видел этот мир людей, ласковый и уютный, но от него тебя отделяля прорва тьмы, лабиринты шлака и железа, враждебные и мёртвые (если не считать охренительно наглых дворняг, но вот их общества совершенно не хотелось).
И ты ощутил эту среду.
Эту её чуждость и твое одиночество.
В общем, ты таки выбрался оттуда. И вышел к людям. Домой.
Оказалось, что в потёмках ты просто не увидел тропы, кусты слились в единую чёрную стену и ты не увидел прохода в них.
Мир изменчив.
Но вот экспириенс ты заработал.
Это была твоя маленькая Одиссея.
Это было как то внезапное понимание, что настигло тебя в море.
Ты плавал вдали от берега и вдруг как то явственно ощутил ту попасть что под тобой. Ты, а под тобой бездна.
Ты вдруг понял тот страх о которм писал Бомбар. Тот страх, что топит людей в море. Страх бездны.
И чуть позднее пришёл ответ. Надо вдохнуть её. Не отделять себя от этой массы воды.
Не ты и бездна, а ты в бездне.
Слияние.
Нет пропасти, есть просто вода в которой ты.
И страх ушёл.
И не возвращался.
Это трудно описать, это слишком внутреннее озарение.


Но ты ведь не уникален, старенький, а?
Не ты один это понял.

Так что пусть их пропагандонов. Среда, конеш сука, но космонавты они пусть летают. Ничего в этом такого.
Да и как дойти по пути домой, если никуда не идти?

Фильм всё же будит эти все ощущения и мысли, а от того таки шедевра. Но намеренная ли?
Вот не оставляет меня ощущение, что сниамли они агитку запрятанную в нутре атракциона, но когда делали её, затронули такие пласты, что они сами стали больше того, что они думали, они делают.

Мне так кааца.
Но шадевра, не смотря на.
Такие дела.

ЗЫ А концовка всё же понравилась. Напомнила Начало космической Одиссеи. Человек поднимается с песка на ноги и устремляется в небо.
Всё рухнуло, но человек просит у Земли: "Отпусти!" Несмотря на пережитое только что, не смотря на то, что только что вернулась.
Вот это по нашему.

кино, шедевр

Previous post Next post
Up