Начть хочется именно с этого. Глаз. Око. Всевидящее око. Уаджет. Оно потом будет ещё смотреть взором суперкомпьютера HAL 9000 из Космической одиссеи (которую я так ни разу и не смог посмотреть в один присест сразу , и которую я таки персмотрю вскорости). Фильм этот вообще разобран на цитаты, как оказалось. От той самой одиссеи и до Матрицы и Б-г знает кого и чего ещё.
Год 1969 Жанр фантастика Страна Франция , Италия Режиссёр Жан-Люк Года́р
Беда у меня с французским кино. И с книгами французскими. Нравится мне, как их женщины поют. А вот как они истории рассказывают, это просто ужасно. Смерть мозга в вакууме, вот что это такое. Был в обожамой книге моего детства Всесвітні походеньки капітана Небрехи (бедные русскоязычные дети, они не были знакомы с этим шедевром), так вот, был там такой персонаж - капитан космических пиратов по прозвищу Холодильник. Славнй капитан этот любил выбрасывать врагов за борт в стеклянном ящике, в стенке которого было отверстие "размером с инфузорию", а затем наблюдал за медленной смертью человека в холоде и тьме безвоздушного пространства. Французские рассказчики пытаются проделать с моим мозгом то же самое. Я смотрю или читаю и буквально слышу, как со свистом уходят последние литры кислорода и падает температура. В абсолютный ноль падает.
Я смотрел уже годаровский На последнем дыхании. Там было всё то же самое. Неимоверная красота, чистота, прозрачность, воздух, сила архитектуры и художественная школа, точная рука мастера, всё то, что создаёт ощущения шедевра, образы которого надолго запечатлеваются где то внутри, расширяя просторы твоего внутреннего я, делая их чище и светлее. Единственное чего там не было - по человечески рассказанной истории. Местная история имеет идею. Идею отнюдь не пустую. Но рассказана она ужасно наивно, неумело, как то никак ваще. История то тянется то несётся вскачь, то провисает как бельевая верёвка, то оживает как лоза и принимается цепляясь виться кудато вперёд и вверх. Ужас до чего неравномерно и неуклюже рассказывается всё это. Пусто мне было, когда они пытались что то рассказать словами. Образы говорили со мной куда более полно и сильно. По ходу, фильм ваще не про то. Небольшая нарезка и мысли возникавщие от увиденного. Не все, а так - чучка и на память.
[Фоты и мысли]Человек на изнанке системы. Вся суть героя. Агент. Шпион. Киллер. Чем не архетипичный хакер? Но с добавлением стиля нуар, который так идёт этому фильму.
Но порой фильм из нуара превращается в некий годаровский Метрополис. Как всё же он знает и любит Париж! Какие чудеса с ним проделывает! Сколь разным он у него бывает! Интересно, где висит эта штуковина? На том самом доме радио? Надо будет узнать. Красивая.
Мне, жителю промышленных районов, даже немного жутко от того, что мне с детства милы такие пейзажи. Так я любовался Рурским бассейном в фильме Алиса в городах. Это деформация реальностью. Нашим искуственным миром. Я изменён. Я из него. Из Альфавиля.
Башня нового века. И в ней властелин. Злой властелин. Архетип. Ага.
В ходе всего просмтора вспоминались работы Мёбиуса и Гименеза. Еврокомиксы визуально и стилистически очень близки к этому кино. Видимо, они просто вдохновлены сходным окружением. Вот этот кадр.
Позабавил этот момент. В то время, когда Альфа-60 вещает, за этим стеклом суетится этот нелепый инженеришка (иначе и не сказать). Причём, когда Альфа начинает говорить на повышенных тонах, человеке принимается активнее суетиться, облизывая и поправляя своего господина. Муравей в железном муравейнике. Прерасная сатира на привелегированный ныне класс айтишников. На их роль в услужении новому миру машины. На их природу и суть. Увы. Как бы не восхваляли этих аутичных техножрецов, тут я склонен согласиться с Годаром. Но о машинном подавлении ниже.
А тут вспомнил и Матрицу (комнату Инженера) и сцену с зеркальным корридором из Гражданина кейна. Даже если и СПГС, метафорично. Экраны вместо зеркал. Сильно. И человек, которому так легко затеряться внутри. Но у этого есть цель, он пройдёт.
Сцена погони порадовала. Там Лемми Коушен (агент 003 :)) откровенно тролит ботов нестандартным поведением. Ну да, во время погони следует двигаться в ту же сторону, куда развёрнут автомобиль преследуемого. :) Шикарный стёб над программами, алгоритмами и стереотипами в целом. Ржал. Аплодировал. Хотя "это печально". (с)
Просто из погони. Красиво.
Ещё позабавили женщины, выныривающие из бассейна во время казни и утягивающие казнимых (все , как на подбор, мужчины) на дно. Русалки. :) А вода - символ первородного хаоса. Природы. А женщина - оракул природы. И множество мужчин боятся быть погублынными женщинами. Хотя губит мужчин природа, женщины - лишь посредницы и олицетворение. И будят то они нечто внутри мужчины. Но Годар мужик, так что архетип ясен.
Вот интересно. Все подьезды к гордам, что я видел ночью тропятся этми сияющими шарами и светом движущихся фар. Это уже некий элемент сакральной географии.
А ещё интересен момент, когда компьютер смертельно ранен, расстрелян и население Альфавиля принимается биться в конвульсих от шока и потери центрального управления.
С одной стороны, это что то типа сатори, откровения выбивающего у тебя старый стул из под ног, отбирающего старые стеротипы, под руководством которых все мы живём, и дарующего тебе новую жизнь. Мы все подобны этим людям. Тут попёрла вообще уйма образов. И 1992 год в нашей стране (слова Коушена о возможном будущем Альфавиля, вообще превращают фильм в некое пророчество). И, что интересно, Обитаемый остров Стругацких. У меня такое ощущение, что бразеры находились под могучим влиянием сей фильмы, когда писали свою книгу, финал её особо. Фильм 65 года, а книга 69-го. :) Свежачог. :) Мога быть, мога быть. Мне так кааца. Но не утверждаю.
А ещё мне поравилось то, как герой не бросает, а выводит из этого ада свою возлюбленную. Не бросает, не смотря на всю видимую невозможность ей помочь. И увозит её на белом коне далеко-далеко. Я тоже так хочу. :) А зачем нам ещё герои? И напоминание о любви как лекарство и нить Ариадны.
И всё же образ Ока не даёт мне покоя. Люди накапливали знания. Весь это опыт мёртвых не идёт из моей головы. Всё, всё вокруг нас создано мертвецами. Вся культура, все знания. мы пользуемся предметами, которые придумали мертвыецы, читаем их слова и думаем их мыли, видим их образы, ведём себя так, как они завещали. И вот, мы собираем всё это в некую некросферу. И оживляем её. Единственное в чём ошибались старики, и Лем призщнался в этом - образ Искуственного Интеллекта. Его нет в том виде. некросфера ожила иначе. У неё нет центра в ином месте, кроме нашей головы. А так она рассеяна в виде Сети. Приведу тут цитату из себя же. Я писал в иное место, но здесь тоже покатит.
Помимо клиповости, главного модного жупела наткнулся на ещё одну "ловушку сознания" (извините) в интернетах. В какой то момент ощущение гнетущего вакуума по ту сторону монитора просто таки превысило допустимые пределы. Я действительно понял, что не могу читать длинные тексты, не могу посмотреть фильм от начала до конца. Но этой нарезки, что я видел на страницах, мне явно не хватало. Действительно, как голод какой то ощущался.
В общем, я устал от всего этого и решил, что ну их, эти интернеты, люди уже написали и сняли столько, что мне хватит до конца жизни. Осталось только скачать всё это и залить в ридер.
И я принялся составлять свою библио- аудио- кино- коллекцию. Я нашёл столько интересного! Столько! Столько, что однажды поймал себя на мысли, что я только и деалю. что ищу, книги-фильмы-музыку и качаю их. Но не читаю, не смотрю и не слушаю. Даже не упорядочиваю.
Гигабайты скачаны. Месяцы потрачены. А мой внутренний мир не обогатился ни на йоту. Это было похоже на охоту. Или собирание грибов, если угодно. Важна не добыча, а процесс. Гриб за грибом. А что там под той вот веткой?
Я вдруг ощутил, насколько более чем я, чем мои силы, весь этот массив информации. И понял, что так вот в лоб бросаться на неё по меньшей мере глупо.
С огромным трудом заставил себя остановиться. Потом убил ещё кучу времени на упорядочивание контента. И затем уж принялся читать, смотреть, слушать. И знаете? Я понял, как изголодался по всему этому! Способность воспринимать большие объёмы непрерывной информации медленно, но восстановилась. Так что это обратимый процесс.
Но всё что было до, напоминает какой то магический сон, недобрый сон, транс, если угодно.
Вот сама суть, сама природа организации интернета, это что то напоимнающее мне плантиры у Толкиена - чудесная вешь, которая может открыть тебе весь мир (или то что принято им считать), но если у тебя недостаточно воли и ясности ума - она подавит и поработит тебя.
В удивительное время живём, господа. Архетипы оживают и обретают силу реальности.
Если долго смотреть в бездну, она посмотрит в тебя.