Психология 4. Зигмунд Фрейд

Nov 08, 2013 11:06

Оригинал взят у coola в Психология 4. Зигмунд Фрейд
Домучала я дедушку Фрейда, наконец :))) Хотела сначала пропустить его, но потом думаю "Ну как же! Фрейда пропустить! Это все равно, что Пушкина не читать" :))) Ну и не стала пропускать... В итоге, целый месяц читала его "Толкование сновидений"... книга-то небольшая, на самом деле, что самое обидное, и тема интересная, жалко было бросить, но язык!!! Или перевод? Нагромождение научных терминов, перемежающееся еще частенько отсылками к немецкому языку, куча сносок, пояснений... в последние страниц десять, честно говоря, даже не вдумывалась :)) Однако, не жалею! В сочетании с теми выводами про сны, что я у Юнга вычитала, с Фрейдом стало проясняться еще и многое другое... Например, почему часто снится, что это якобы один человек, но лицо у него другого человека, имя третьего, а потом он вообще в четвертого превращается. У меня такое часто бывает, но я раньше не знала, с чем это связано. Или почему, скажем, мы во сне часто говорим себе "это просто сон, это мне снится" и не просыпаемся при этом, а дальше продолжаем этот сон смотреть, как такое может быть? У Фрейда это тоже объяснено подробно.

В общем, если тема сновидений вас интересует, то книгу рекомендую(с поправкой на сложность языка :))

Также оставляю себе на память аннотацию к книге, пару цитат и биографию Фрейда краткую...

Толкование сновидений
На рубеже веков известный австрийский ученый, основатель теории психоанализа З. Фрейд создал ряд фундаментальных работ, в которых стремился объяснить сущность такого психологического феномена, как сновидения. «Толкование сновидений» дает представление о методе и технике психоанализа, предвосхитивших многие положения современной теории сновидений. В книге приведены конкретные примеры анализа сновидений и описаны характерные для них психические процессы. Содержатся основные сведения о психоаналитической трактовке символики сновидений. Фрейд показал, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания.

***
"Мы старались ответить на вопрос, применяет ли душа все свои способности во всей их полноте к образованию сновидений или же только часть их, стесненную в полном своем проявлении. Наше исследование заставляет нас вообще отказаться от такой постановки вопроса как от несоответствующей истинному положению дела. Если же, тем не менее, мы должны будем дать ответ в той же плоскости, в какой находится и вопрос, то нам придется ответить утвердительно на оба, по-видимому, исключающие друг друга предположения. Душевная деятельность при образовании сновидения разлагается на две функции: на составление мыслей, скрывающихся за сновидением, и на превращание таковых в содержание последнего. Мысли, скрывающиеся за сновидением, составляются вполне корректно с затратой всех психических способностей, которыми мы обладаем. Эти мысли относятся к нашему не доходящему до сознания мышлению, из которого проистекают путем некоторого превращения и сознательные мысли. Как ни любопытны и ни таинственны сами по себе эти загадки, они все же не имеют ничего общего со сновидением и не заслуживают включения их в число проблем сновидения. Напротив того, часть деятельности, превращающая бессознательные мысли в содержание сновидения, характерна для общей сущности последнего. Эта истинная деятельность сновидения гораздо дальше, однако, от бодрствующего мышления, чем предполагают даже те, кто наиболее решительно преуменьшает роль психической деятельности при образовании сновидения. Она вовсе не небрежнее, не слабее и не менее исчерпывающа, чем бодрствующее мышление: она представляет собой нечто совершенно отличное в качественном отношении и потому не может быть даже сравнена с нею. Она не мыслит, не считает, не судит, она ограничивается одним только преобразованием. Ее можно описать, приняв во внимание все те условия, которым должен удовлетворять ее продукт - сновидение. Этот продукт должен прежде всего быть устранен от влияния цензуры; с этой целью деятельность сновидения пользуется смещением психической интенсивности вплоть до полной переоценки всех психических ценностей. Воспроизведению подлежат мысли исключительно или преимущественно из материала зрительных и акустических следов воспоминаний; из этого требования вытекает для деятельности сновидения необходимость обращать внимание на изобразительность, что она и исполняет путем новых смещений. Если приходится создавать более интенсивные элементы, чем имеющиеся в наличии в мыслях, скрывающихся за сновидением, то этой цели служит обширное сгущение, совершаемое над составными частями мыслей. На логическую связь мыслей обращается внимания немного; она находит свое скрытое выражение в формальных особенностях сновидения. Аффекты мыслей, скрывающихся за сновидением, подвергаются меньшим изменениям, нежели круг представления в них. Обычно они подавляются. Только одна часть деятельности сновидения - непостоянная в своем масштабе переработка отчасти пробудившимся бодрствующим мышлением - соответствует взглядам большинства авторов на общую картину образования сновидений"
...
"Сновидение - полноценный психический акт; его движущей силой служит стремящееся к удовлетворению желание; скрытая форма последнего, а также и многочисленные странности и абсурдности сновидения проистекают от воздействия психической цензуры, которое испытывает оно при своем образовании; помимо необходимости избегнуть цензуры, его образованию способствует необходимость сгущения психического материала, степень изобразительности, а иногда и стремление принять рациональную форму. От каждого из этих условий путь ведет далее к психологическим требованиям; необходимо подвергнуть рассмотрению взаимозависимость мотива желания и четырех этих условий, а также и последних между собой и, наконец, включить сновидение в общее целое душевной жизни."

***
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - невролог, психиатр, психолог.

Родился 6 мая 1856 года в Фрайберге, Чехия. Затем из-за преследований евреев в биографии Фрейда состоялся переезд вместе с семьей в город Тысменица Ивано-Франковской области Украины.
Психоанализ Фрейда основан на изучении ранее испытанных травматических переживаний. Разбирая сновидение как сообщение, он выяснял причины заболевания, давая таким образом пациенту вылечиться. Кроме анализа снов теория Фрейда включала метод свободных ассоциаций.
Теория личности Фрейда рассматривает человека как единство трех составляющих: Я, Сверх-Я, Оно. Я (эго) - предсознательное, отвечает за принцип реальности. Сверх-Я (супер-эго) - совесть, эго-идеал, Оно (ид) - бессознательные инстинкты. Подобная философия Фрейда разделения на сознательное, бессознательное представляет собой основную предпосылку системы психоанализа.
Изучению психологии Фрейд посвятил несколько работ. Его метод свободных ассоциаций представлял неконтролируемый поток мыслей пациента.
В 1838 году в биографии Зигмунда Фрейда состоялся еще один переезд: в Лондон. Макс Шур по просьбе Фрейда, претерпевающего значительные боли в результате заболевания раком, дал ему превышенную дозу морфия. От нее Фрейд скончался 23 сентября 1939 года.
Previous post Next post
Up