Красный Буратино и Джамшут, раб Чертежа ( Prop&Jet 1/72 Никитин НВ-6 / УТИ-6) Часть 2

Dec 17, 2021 10:09



Эпос об НВ-6 оказался настолько монументальным, что ЖЖ не в состоянии переварить его целиком. Начало тут, поздравляю тех, кто прочел его и добрался до второй части. Обрадую - она гораздо короче!
Часть четвертая. Наши маяки
Выяснив, кто виноват, перейдем к вопросу «что делать». Ну, изкоробщику все равно - дай ему трансформер под видом «Томкета», он соберет и похвалится, какой классный F-16 у него получился. Модель НВ-6 несложно собрать, работая руками и ни разу ни включив голову: деталей кот наплакал, стыковка сносная, покраска простая, расчалки разве, но и это дело техническое. А вот если в голову придет сумасбродная идея сделать из нальчикского Пиноккио человека, все окажется не так просто.
Первое, что надо принять во внимание - материал модели. В отличие от пластика смола несколько хуже обрабатывается и на ней хуже держится обычная модельная шпатлевка. Самодельные «импланты» к смоле клеются хуже, чем к пластику, а при обработке смолы неизбежно открываются находящиеся в ее толще пузыри. Хотя изделия Prop&Jet и не напоминают, как иные смоляные модели, по структуре пористый шоколад, пузыри там есть, проверено. Этот Муданцзян по-любому придется брать с большими жертвами, чем пластиковый кит.
И если править все косяки, из того, что есть в коробке, в неизменности придется оставить только интерьер (потому, что по нему информации нет совсем), фонарь, цилиндры двигателя, лопасти винта (опять же, видны плохо) и трубку Вентури (которую не видно совсем). Остальное надо или перепиливать, причем иной раз весьма радикально, или делать заново. Слава тому Гераклу, который, сражаясь с этой смолой, как с Гидрой, справится со всеми косяками (коней Диамеда) и из этого продукта питомцев Авгия сделает конфетку! До сих пор, а прошло восемь лет, такового не нашлось...
А ведь брался за НВ-6 один титан, Великий и Ужасный Валентин Мучичко - причем одним из, если не самым первым, еще весной 2013 года, надо полагать, в поддержку продаж Prop & Jet. По его словам, всерьез он занялся моделью только в августе, а месяц спустя модель была продемонстрирована на форуме Prop & Jet, и, для более широкой публики, на сайте Scalemodels - но продемонстрирована как-то странно.
Во-первых, автор поставил ее на «Скале» не как статью, а простым постом на форуме.








Во-вторых, вместо более-менее подробного описания сборки мы находим только это:
Чистого времени модель заняла от силы пару недель работы вечерами, что вполне охватываемо «быстрым» вдохновением. Основная борьба велась против «злопамятной» деформации смоляных деталей за долговечность ровной сборки, ну и по мелочам, заметным и не заметным на фото :) Сравнивая фотографии модели и самолёта кажется, что неплохо бы добавить «чаистости» крыльям, но это каждый счастливчик решит для себя сам (опираясь всё на ту же пару извесных снимков :) меня же устроило как есть. Заклёпки и замки я нафантазировал «по мотивам.
«Чаистость» - вопрос интересный, ведь на фотографиях модели Мучичко она вообще кажется отрицательной. Prop & Jet отвечает так:
Да не было там никакой чаечности. Верхнее крыло с поперечным V=0. Видимый на фото сбоку эффект от консолей имеющих стреловидность и съемки с точки значительно ниже и ближе чем снята модель. На других фото самолета ни спереди ни сзади не видно никакой чаечности. Верхнее крыло совершенно ровное.
Честно-честно? А почему тогда, как ни крути крыло модели и как ни прищуривайся, визуального эффекта «чаистости» достигнуть не удается?




На фото НВ-6 сбоку мы видим всю нижнюю поверхность левой консоли крыла вплоть до кабана. Будь правая консоль в одной плоскости с левой, мы бы увидели и ее нижнюю поверхность, но нет, видно ребро и верх. Точка съемки такая? Мимо пролетала черная дыра и так исказила перспективу за счет эффекта гравитационной линзы?




Возьмем третье, самое ужасное из наличных фото НВ-6. Кажется, что крыло прямое. Но, если вы повернете крыло модели на сходный угол, вы тут же увидите заметный излом передней кромки. Зато, если придать крылу поперечное V, кромка покажется прямой! Да, фото сильно отретушировано, и тем не менее получается, что все имеющиеся фото (и даже чертеж Петровского!) доказывают «чаистость», и только «секретные материалы» ее опровергают. Вы Prop&Jet после всего вышеизложенного еще верите? Я - ни на йоту. Truth is out there, да-да-да.










Что там думал по этому поводу Мучичко, неизвестно, но представленные им фотографии сборки, в отличие от фото готовой модели, можно пересчитать по пальцам. На вопрос одного из моделистов, также собиравшего в этот момент НВ-6, почему была заменена кабанная «пирамида», знаменитость не ответила. Типа, no comments.
Если приглядеться, «мелочи, заметные и не заметные на фото», таковы:
-Перерезана расшивка.
- На левом борту верхний вырез под выхлопной патрубок был полностью заделан и высверлен новый. Причина - попытка исправить косяк со взаимным размещением отверстий под выхлоп и под цилиндр, видимый на фото реальной машины. На правом борту отверстие осталось «как есть».
-Сделаны «жабры».
- Кабанные стойки изготовлены из металла и спаяны в пирамиду, из круглых в сечении они превратились в овальные, изменено место их установки.
-Изменено место установки крыльевой стойки, теперь положение стоек относительно узла навески элерона симметрично на обоих консолях.
-Доработана хвостовая стойка, но вилка с колесом остались прежними.
-На обтекателях основных стоек не то расшивкой, не то накладками из фольги воспроизведены металлические крышки, форма обтекателей в сечении не правилась.
-Добавлены толкатели на цилиндры двигателя.
В общем, вроде и не изкоробка, но дополнения, за исключением кабана, скорее косметические. Смотрится модель, конечно, красиво, но копийности у нее прибыло не намного.



Еще несколько фотографий модели Мучичко. К сожалению, альбом с остальными фотографиями, по-видимому, более не существует.




Интересно, что Мучичко, как и прочие сборщики после него, тупо следуя инструкции, воспроизвел в своей модели характерный косяк, которым изобилуют и сборки Як-18 с тем же М-11 и тоже закапотированным. Сверху капота позади выреза под верхний цилиндр двигателя у НВ-6, как и у Як-18, был ответный вырез, и он виден на фото. Вырез-то был, а выхлопного патрубка в нем не было! Верхнее отверстие использовалось только для охлаждения, а выхлоп верхнего цилиндра шел через общий коллектор в отверстие позади соседнего с ним цилиндра.





На НВ-6, видимо, использовались выхлопные патрубки от У-2, и на фото левого борта в верхнем боковом отверстии мы, как и на У-2, видим большой, сдвоенный, уплощенный. В модели он, как и остальные, воспроизведен как труба большого диаметра с косым срезом. В действительности три других были меньшего диаметра и слегка отогнутыми в сторону от фюзеляжа. Кончик такого патрубка мы как будто и наблюдаем на фото в нижнем отверстии. Но то на настоящем самолете, а для современных интеллектуалов идея выпускать горячие выхлопные газы прямо в лицо пилота (пусть и прикрытое козырьком фонаря) не кажется идиотской, и они старательно воспроизводили и воспроизводят ее на своих моделях...




Фото модели Мучичко и его высветленная часть, на которой виден лишний патрубок.




Напоследок посмотрим на сделанный Мучичко коллаж, в котором рядом с фото настоящего самолета поставлены фото модели. Разница в элементах капота, полноте брюха, ширине стойки крыла и в шасси очевидна. Еще и лопасти винта кажутся короче и уже, чем на фото. Вот интересно, как все это, в отличие от смещенной дырки на капоте и стоечки заднего колесика, можно было не заметить? Или замечено оно было, но не правилось и не оглашалось? Ну право, зачем ломать бизнес коллеге?





Появившаяся в октябрьском номере М-Хобби за тот же 2013 год статья Александра Гришина описывала искоробочную сборку и давала модели НВ-6 пять звезд - собственно, а давно ли вы встречали там, и в прочих модельных журналах, модели, которые не были бы highly recommended? А на сайтах? Дальнейшие сборки также не представляют интереса - и их авторы предавались чистой искоробке. Матчастью НВ-6, машины чрезвычайно симпатичной, не заинтересовался никто. А если кто и заинтересовался, и увидел - то промолчал.

Злоключение.
Если дать слово всяческим advocati diaboli, а оных у Prop&Jet, думается, найдется в избытке, можно будет услышать мантры «кто не делает, тот и критиковать не в праве», «лучше что-то, чем ничего» и прочее. Смысла слушать эту шарманку нет никакого. Покаяния ждать тоже не стоит. В целом и писать этот обзор смысл был невелик - мастер-модель на НВ-6 делалась как раз тогда, когда автор этих строк упоенно обличал зарубежных производителей в тех же самых грехах некопийности и халтурного подхода к разработке своих изделий на одном широкоизвестном модельном сайте. Статьи мои читали и в Нальчике, но Мурзик слушал и ел на деньги, вырученные от продажи своих поделок. Говорят, сейчас, после некоторого перерыва, он снова принялся за старое и готовит задизайненный на компьютере НВ-1.
Проблемы описываемого НВ-6 в большинстве своем проистекают вовсе не от средств производства, а от системного нежелания учить матчасть и неумения (и/или нежелания) работать с наличными документами. Поскольку от НВ-1 открывается прямая дорога к НВ-6 (тем более что эти машины в действительности имели общие элементы конструкции), есть вероятие, что руки у Prop&Jet дойдут и до новой «шестерки». Не хотелось бы, чтобы она по копийности была похожа на эту, и, если Муса Зекореев учтет в своем видении никитинской бипланной пилотажки все указанные выше недочеты предыдущей версии, от этой статьи будет какой-то толк. Что до меня, так я прокукарекал, а там хоть и не рассветай, продукция Prop&Jet мне теперь вовсе не интересна, а об этой фирме, как и о модели, я постараюсь забыть, как о страшном сне. Ну чего я взялся за эту буратину вместо того, чтобы конверсить не менее красный И-26 из далеко не столь безнадежного Як-1 от ZTS Plastyk?!!

моделизм, prop&jet, НВ-6, УТИ-6, Никитин, авиация

Previous post Next post
Up