Жизнь как сон ( USS Rabaul (CVE-121) и USS Tinian (CVE-123))

May 19, 2016 14:26



Авианосец - корабль большой и дорогой, и потому живет обычно долго. А иногда и нет. А иногда вообще не живет, а существует.


Больше всего авианосцев было и есть в США, но там срок их службы в последнее время жестко определен: полвека. Строительство новых кораблей поставлено на поток, выход старых на «пенсию» расписан заранее. Скучно.
Веселая и насыщенная событиями жизнь, как известно, в недоразвитых, точнее, развивающихся странах, и там, по бедности, вещи служат дольше. Авианосцы - не исключение.


Долгие годы рекордсменом по длительности службы являлся бразильский Minas Gerais, вошедший в строй аж в 1945 году. Тогда, правда, он был еще не бразильским, а английским, и назывался Vengeance, потом недолго под тем же названием был австралийским, и только после 1960 года поднял флаг страны диких обезьян. И не спускал его четыре десятка лет, к 2001 году корабль отслужил 56 лет. Не намного больше североамериканских гигантов, но все же больше.


Сегодня пальму первенства среди старожилов мирового авианосного флота держит индийский Viraat. Этот корабль тоже начинал свою жизнь под white ensign'ом как HMS Hermes, и, в отличие от «Венженса», отметился активным участием в боевых действиях в Южной Атлантике. В 1985-м фолклендско-мальвинского победителя продали индийцам, которые владеют им до сих пор, а кораблю тем временем стукнуло 57 лет! А если мерять от закладки до смерти на «разделочном столе», то разница с «Минас Жераис» еще больше: 62 года против 72, и «Вираат» до сих пор в строю. Это, однако ж, ненадолго - в этом году его обещали вывести из состава флота, а там и до разделки недалеко. Но боевой корабль «за семьдесят» - это что-то. Как дредноут первой мировой при тех же Фолклендах…


Однако рекорд дался бывшему «Гермесу» тяжело, и не оттого, что он в последние годы почти все время простаивал в ремонте. Сорок лет на нем нет катапульт и аэрофинишеров, так что все это время он был не вполне полноценным авианосцем и летали с него только вертолеты и вертикалки - а бразилец, хоть почти десять лет фактически тоже был вертолетоносцем, на склоне лет еще пострелял самолетами, как в старые добрые времена, и в CATOBARах числился дольше.


Рекорду «Гермеса»- «Вираата» вряд ли удастся продержаться долго, и угрожают ему все те же бразильцы. Они объявили, что их «новый» São Paulo, уже прослуживший во французском (как Fosh) и бразильском флотах без малого 53 года, останется в строю до 2039-го, и будет ему тогда 76 лет, а от закладки так все 82. Есть подозрения, что, коль корабль дотянет до этого мафусаилова возраста, его результат превзойти не удастся уже никому. Впрочем, это еще надо постараться, 13 лет впереди, а “Сан Пауло” уже регулярный гость в ремонтных доках…



Что касается антирекордов, то по эфемерности существования ничто не сравнится с опадающими лепестками сакуры, и никакие авианосцы не жили столь мало, как иные японские. Недолгой службой императору отметился могучий Taiho: в составе флота он пробыл всего три с малым месяца, 105 дней, зато погиб, как и положено самураю, в бою. Другой, еще более крупный корабль, Shinano, в настоящем бою побывать не успел, по большому счету и достроен до конца не был - но попал на мушку американским подводникам спустя всего десять дней после формального вступления в строй Императорского флота. Коротка жизнь воина, сраженного таящимся убийцей…


Судьба “Синано” хорошо известна; менее известно, что нация, создавшая USS Archerfish, поставившую точку в судьбе крупнейшего авианосца Второй Мировой, отметилась постройкой двух практически неизвестных кораблей со знакомыми именами: USS Rabaul и USS Tinian. Эти два авианосца не участвовали ни во взятии “Тихоокеанского Гибралтара”, ни в создании гнезда для разрушителей Хиросимы и Нагасаки - они ни в чем не участвовали. Они не служили. Вообще.


На первый взгляд ситуация может показаться не такой необычной: изрядное количество авианесущих кораблей в разных странах, будучи заложенными, так и не покинули стапель или, спущенные на воду, остались недостроенными. Но с CVE-121 и CVE-123 получилось по-другому.
Как явствует из их индексов, оба корабля относились к классу эскортных авианосцев, конкретно к типу Commencement Bay, и из-за того самого Тиниана большинству их систершипов повоевать не удалось. Японцы капитулировали, но предвидеть такой разумный акт загадочной азиатской натуры янки наверняка не могли и, готовясь всерьез схлестнуться с самураями на земле Ямато, строили корабли like there is no tomorrow. Внезапное окончание войны лишило многие завтрашнего дня: когда он наступил, 19 из 33 заказанных “Комменсмент Беев” успели войти в строй, четыре решено было разломать на стапелях, десять даже не заложили. А два корабля оказались посередине между жизнью и смертью.


Заложенные соответственно в январе и марте 1945 года, “Рабаул” и “Тиниан” были спущены на воду в июне и сентябре того же года. Хотя война, для которой они предназначались, завершилась, деньги на постройку были выделены и решено было корабли закончить - вдруг пригодятся? Осложнение отношений с СССР как будто давало основания считать, что пригодиться корабли смогут; но, поскольку, в отличие от СССР, держать огромные армию и флот в мирное время Штатам не хотелось (а их гражданам тем паче), CVE-121 и CVE-123 решено было в состав флота не вводить, а сразу после заводских испытаний поставить на прикол в резерв. Шел 1946 год.


Тут надо отметить, что американский подход к консервированию военной техники тогда, а наверное и сейчас, являлся самым передовым. Еще до окончания войны были проведены соответствующие эксперименты, и ко времени массового вывода кораблей в резерв уже имелись соответствующие методики и началась подготовка персонала, которому предстояло воплощать их в жизнь. Были даже мысли содержать береговые экипажи для резервных кораблей, но из-за сопутствующих расходов идея не пошла, и ограничились «железом». Механизмы заливались смазкой; корпуса наглухо герметизировались, получали специальное вентиляционное оборудование, дополнительную антикоррозионную (чаще катодную) защиту; полетные палубы закатывались в пластик для защиты от дождя (некоторые авианосцы даже слегка накреняли для улучшения стока воды); над зенитками и другим наружным оборудованием воздвигались защитные быстросборные металлические кожуха (знаменитые серебристые «иглу»), где их нельзя было поставить, все заливали пластиком. Все это, разумеется, стоило денег, дальнейшее содержание кораблей в такой «искусственной коме» тоже было вовсе не бесплатным, но зато и плоды усилий оказывались вполне свежими даже после десятилетий хранения. Впрочем, на десятилетия особого расчета не было...


Однако летаргический сон обоих наших резервистов не смогла нарушить даже Корейская война; пока другие корабли реактивировались и воевали по утренней свежести, зимним морозам и летней жаре, эти, разумеется, без экипажей, продолжали торчать неподалеку от родной верфи в Такоме, штат Вашингтон. Война показала, что не то что для реактивов, а даже для старых добрых “Корсаров” эскортники маловаты - но она же дала понять, что для десантных операций очень подходят вертолеты, а для вертолетов подходят малые авианосцы. “Рабаул” и “Тиниан” так никогда винтокрылых машин на своих палубах и в своих ангарах не увидели, но в 1955 году, не просыпаясь, перешли в класс CVHE и стали вертолетоносцами.
Три года спустя оба корабля вышли в свое самое длительное плавание - точнее, их вывезли: буксиры потащили коматозных пациентов “с дикого севера в сторону южную”, в Сан-Диего. Не то чтобы в руководстве флота решили, что под калифорнийским солнцем корабли гниют помедленнее, чем в сыром Вашингтоне - идея была сконцентрировать все главные "активы" резервного 19-го (Тихоокеанского) флота в одном месте. Раньше это не получалось по причине многочисленности этого флота, но как раз в конце 1950-х началась первая волна чистки резерва от окончательно устаревшей техники, под нож пошли большинство линкоров и тяжелых крейсеров, распилили и некоторые авианосцы, но наших героев это не касалось - они все еще считались нужными. Плавание, если не считать того, что на буксире, тянувшем “Тиниан”, в самом начале плавания накрылся движок и оба корабля чуть не выбросило на берег, прошло без неожиданностей, и оба авианосца снова предались главному делу своей жизни - ничегонеделанью.
В награду за это уже через год они получили… Перевод на другую работу, но не с повышением, как чиновники: из вертолетоносцев, пусть даже эскортных, “Рабаул” и “Тиниан” были низведены в сухогрузы и авиатранспорты по совместительству. Как несложно догадаться, никаких грузов, сухих или мокрых, авиационных и не очень, оба корабля, ставшие AKV-21 и AKV-23, никогда не возили, и перемещались в новом своем качестве исключительно во времени.


Но вот началась Вьетнамская война, и, хотя она и не заставила спящие авианосцы пробудиться, их хозяевам пришлось задуматься над целесообразностью содержания обросших ракушей старых лоханок, за которые, кстати, можно было получить немного денег. И вот произнесено сакраментальное “ Нээ пприггодиилос” и, предваряя вторую волну чисток резерва, в 1970-м “Тиниан”, а в следующем году и “Рабаул” были вычеркнуты из списков резерва и вскоре проданы на слом; так и сгинули, не оставив никакого следа в истории. Хотя нет: дожидавшийся разделки в Ричмонде (не том, а калифорнийском, неподалеку от Фриско) “Рабаул” снялся в кино.


Фильм, повествующий от трудных буднях полиции Сан-Франциско, назывался Magnum Force и вышел на экраны в 1973 году. Для кого-то он интересен как второй в культовой серии кинолент про "Грязного Гарри" Кэлэхена, для кого-то тем, что эту роль играл Клинт Иствуд, но главное там оставили на сладкое, на последние десять минут фильма. Итак:
[Spoiler (click to open)]



Гарри, он же Клинт, попадает на борт "Рабаула". Хорошо видны "иглу" зениток, также видно, что зениток там нет и кожуха для стволов срезаны, чтобы их из "иглу" извлечь.




Внутри ангара. Краска кое-где облупилась, но жить можно.


Нехороший полицейский на палубе. Какой простор!


Еще немного потертости и обшарпанности...


Нехороший на фоне острова. Голубое калифорнийское небо и четверьвековая ржавчина ...


Гарри на "взятом напрокат" мотоцикле. Он долго не заводился - хорошим парням периодически должно не везти... Хм, а что это за корабль рядом?


А это, извольте видеть, однотипный USS Badoeng Strait (CVE-116). Он, в отличие от своего систершипа, воевал в Корее, с него летали винто-реактивные FR-1 Fireball, не ставшие таковыми AF-2 Guardian и вообще. Обратите внимание на разницу в надстройках - за время своей десятилетней активной службы "Бадоинг Стрейт" получил, в отличие от "Рабаула", новое локационное и связное оборудование. Его перед консервацией, естественно, сняли.


Ну а на "Рабауле" все как было, так и осталось.



А на палубе остались следы краски и защитного покрытия. Гарри, чьи туфли ее попирают, разобрался со вторым нехорошим полицейским (первого он утихомирил в ангаре), остался еще один, главный - но вопрос с ним решится уже на берегу.

На долю “Тиниана” ничего подобного не выпало даже на склоне лет. Впрочем, существует мнение, что и он 24 года не зря околачивался у пирсов, что, мол, помогал сдерживать советскую угрозу и грел сердца военных самим своим наличием, и что если б враг напал и все такое, то вот тогда бы и он внес свой весомый вклад. Может быть. Может быть и я смогу внести весомый вклад во что-нибудь эдакое. Когда-нибудь. А пока в резерве, должно быть…


P.S. Последние корабли, служившие во Второй Мировой войне, были выведены из резерва только в 2011 году. Среди них были знаменитый линкор USS Iowa и менее знаменитый, но тем не менее широко известный в узких кругах USS Clamp (ARS-33). Этот невзрачный спасательный корабль, активно участвовавший во Второй мировой и испытаниях ядерного оружия на Бикини, в награду за четыре года беспорочной службы провел следующие 64 (!) года в резерве и на хранении. Однако… Дольше живут разве что корабли-музеи, среди них есть несколько авианосцев, но они формально именно что музеи...

uss rabaul (cve-121), magnum force, палубная авиация, uss tinian (cve-123)

Previous post Next post
Up