Ведьмина хлопушка (Sedum purpureum aka Hylotelephium triphyllum)

Jan 01, 2016 10:08

Хм, опять странная штука получается. Почему именно сегодня именно он?



Sedum purpureum официально зовется очиток пурпурный, что, как всегда, не по-русскии. Видовое название переведено с латыни, впрочем, оно точно отражает суть - цветы этого очитка, собранные в зонтик, действительно... м-м-м... пурпурные. Пурпур, которого ни я, ни, скорее всего, вы, не видели, мне представляется именно таким, розовым. Возможно, потому, что истинный пурпур - краска дорогая (сколько несчастных ракушек надо изрезать, а?), и ее, даже для царских облачений, наверное, экономили. Разведут пожиже и получается вот такое, где-то поярче, где-то тусклее. Да собственно, какая разница, все равно красные штаны, равно как и красная тога, были статусной штукой и недостойным ношение ее, хоть густо-красной, хоть бледно-розоватой, законодательно запрещалось. Как и красных сапог. Ну да, повторюсь, не видел я пурпура, а белесый цвет нашего purpureum’а можно объяснить его обитанием на солнцепеке: выцвел.
Но не скукожился. Растение хорошо приспособлено к засухе, и сочную, накопившую влагу мякоть прикрывает прочная кожица, чем пользуются кое-где дети. Если оторвать лист, его, говорят, можно со стороны черешка надуть, получится пузырь, и это, а равно и все растение, называют в иных землях frog’s belly и witch’s moneybag. Пузырь лопается с хлопком, все радуются - все лучше этих проклятых новогодних петард. Почему считается, что у ведьм в кошельках гуляет ветер, я не знаю - возможно потому, что ведьмы хранят деньги в сберегательной кассе, и с собой в пустых кошельках носят только кредитки. Или, хлопая листочками, добрые поселяне выражают желание, чтобы банк, где ведьмы и прочие притеснители трудового люда хранят свои деньги, лопнул. Про лягушечьи брюшки и вспоминать не хочется - это напоминает о жестокой детской забаве с надуванием земноводного через соломинку...
Вернемся к очитку. Слово это не русское, а украинское, и ревнители-патриоты, если об этом узнают, возможно, будут добиваться исключения его из словаря. Тем более что русский, и даже вполне удачный, эквивалент по крайней мере для описываемого вида присутствует.
Верхние листочки Sedum purpureum, как и других подобных видов, говорят, съедобны, на вкус кисловатые, но я не пробовал, и к названию “заячья капуста” относился доселе подозрительно. И в этом тоже виноваты они со своим очитком.
Хотя нет, во всем виноваты систематики. Очиток - это не то, что на фото, это совсем другие низкорослые растения с коротенькими толстенькими листочками, и есть их, кажется, не стоит. Вот они-то, действительно, применялись как очищающее средство, они-то и есть очиток, очисток, чисток, чистец и очистник. Очиток и заячью капусту сблизило строение цветков, вот они крупно:


Ну и взяли слово очиток как аналог латинского Sedum. Но в последнее время глубинное различие между заячьей капустой и очитком, наконец, было признано, и это растение уже и не очиток, и не Sedum, и даже не purpureum. На данный момент он Hylotelephium triphyllum, очитник трехлистный. Очитник - это, как я понимаю, как раз та самая попытка если не избавиться от украинизма, так хоть перековеркать его на свой лад, до того пробовали его еще ложноочитком называть. Трехлистный - таки да, если присмотреться, листья на стебле у него идут как бы тройчатками. Но давайте сойдемся на том, что на фото, снятом 17 августа 2002 года на берегу Оки, краснокочанная заячья капуста. Бывает и белокочанная, с желтоватыми цветками, и это, кажется, тот же вид.
Как водится, растению приписваются многочисленные лечебные свойства, наиболее известна способность его заживлять раны. Как всегда, красное растение - красная кровь, потому и в прочие свойства этой очередной панацеи я не верю. Но если его можно есть - значит, нужно, оно полезно не только шестиногим потребителям нектара. Говорят, правда, что от передоза пациенты впадают в буйство - ну так в искпедикции я всегда буйный, это в остальное время я сумрачно-депрессивный...
Глубинные причины моей меланхолии связаны с другим названием этого растения, live-forever. У меня не получится, но и у него, и даже у истинного live-forever, Sempervivum, не выходит. Но, как и все толстянковые, наш сегодняшний герой живуч (даже из кусочка листа восстанавливается!), и живуч благодаря своей скаредности. Надеюсь, моя жадность тоже позволит мне жить, пусть не вечно, но хотя бы долго. Но вряд ли счастливо.

природа, этимология, фотоархив, очиток, sedum purpureum, лингвистика, заячья капуста, растения, hylotelephium triphyllum

Previous post Next post
Up