Тест-драйв на "Бентли"

Jul 20, 2015 17:01

Подписался я тут сдуру сделать тестовую сборку смоляных движков Первой Мировой, ну и... "Моносупап" я в целом запорол и переделывать по ленности не стал, а вот за "Бентли" взялся всерьез. Название обязывает! Сейчас - да и сто лет назад - марка Bentley ассоциировалась в основном с автомобилями, причем недешевыми. Но вот авиационные ротативные двигатели, спроектированные Уолтером Оуэном Бентли в середине Первой Мировой, были, как ни странно, на треть дешевле лицензионных Clerget, да еще и мощнее! Импортозамещение бывает иногда удачной затеей, особенно когда базируется на действительно прорывных разработках - в данном случае на технологии производства цилиндров и поршней из алюминиевых сплавов. Вслед за тысячекубовым 150-сильным BR.1 в cерию пошел полуторатысячекубовый 230-сильный BR.2, считающийся вершиной развития ротативных двигателей, но тут война закончилась. BR.2 еще некоторое время производился для установки на Sopwith Snipe и другие послевоенные британские истребители, но большой известности не получил - на смену ротативным пришли "обычные" звездообразные двигатели, а Бентли вернулся к производству авто.
И вот попалась мне в руки модель этого самого BR.2 от известной в кругах этажерочников компании Copper State Models. Ну что же, будем обозревать и собирать! В очень хорошей коробочке из плотного картона, пригодной для транспортировки всего, включая разобранный и собранный двигатель, обнаружились следующие богатства:
Кроме этого, наличествовали пленка-пупырка,цветная инструкция и моток проволоки. Самой полезной, несомненно, оказалась пупырка, которая в походном положении обеспечивает сохранность содержимого коробки, а в боевом использовалась как субстрат для выдавливания цианакрилата. Инструкция в целом не нужна, ведь имея хотя бы общее представление о внешнем виде ротативного двигателя, ошибиться со сборкой невозможно. И правда, в наборе 11 смоляных деталей, из них девять одинаковых цилиндров - считай, три сосны. Пристальный осмотр деталей показал, что это хотя и не дрова, но точно и не бриллианты.
На картере у вала какая-то дырка, а цилиндры... Вообще вот эта штука с цилиндрами достаточно типична для литья смолы, когда форма в месте своего разъема позиционируется недостаточно точно. В пластиковом литье подобное тоже не редкость и тоже вызывается смещением половинок пресс-формы, но здесь смещаются не половинки, а только часть формы у разъема, и изнанка детали выходит ровненькая. Но именно изнанка! Если бы верхушки цилиндров были даны отдельной деталью (а на двигателе так и было - цилиндр алюминиевый, головка стальная, соединены на штифтах), то изнанку можно было бы поставить вперед, а все дефекты остались бы сзади, где их почти наверняка никто бы не увидел. И хотя часть цилиндров видна сзади особо дотошному исследователю, туда можно было поставить наименее кривые отливки, и все было бы совсем здорово. Но увы - разъемы формы находятся там же, куда торчат коромысла клапанов, то есть строго спереди. Заделать это почти невозможно, так что пришлось ограничиться зачисткой от облоя, уповая на то, что огрехи прикроет частокол толкателей. Толкатели надо делать самому, но дело несложное, если найти подходящую проволоку. Та, что в комплекте, категорически не подходит: в оплетке толстовата и крива, без оной оказывается многожильным проводом, в дело совершенно негодным. Особо въедливые могут сначала приклеить к картеру шпеньки, а потом уже между ними и коромыслами ставить толкатели, я же делал по инструкции.
Теперь черед выхлопного коллектора. Тут свои сложности. Во-первых, надо бы, вооружась мощной лупой, пошлифовать их поверхность, украшенную какими-то наростами и линией стыка формы. В ходе этого процесса обнаруживается, что внутри труб кое-где случаются пузыри, по которым труба не преминет обломиться при приложении некоторого шлифовального усилия. Поэтому и во-вторых, такие места надо заделать и заклеить. В-третьих,надо срезать шпеньки с концов труб - для дырок в цилиндрах они великоваты, и вообще только мешают. После этого - а вообще-то в самом начале - надо срубить посадочное кольцо коллектора на картере. Углубление в коллекторе меньше выступа на картере,и мешает поставить первый так, чтобы трубы дотягивались до всех цилиндров. Я этого не сделал, лишь уменьшив диаметр посадочного кольца и принужден был потом заливать щели между трубками и цилиндрами цианакрилатом. Ну вот, движок собран:
Таки да, толкатели закрывают трещины в цилиндрах, так что если не приглядываться, то они и незаметны. Осталось только покрасить, малость оттонировать - и тест-драйв "Бентли" закончен:
Выводы? Ну, э... Если не считать коллектора, собирается это легко, да и коллектор - не катастрофа. Если не обращать внимания на трещины в цилиндрах, то и смотрится вполне себе. Если не задумываться о копийности, то и тут все хорошо, хотя на самом деле это помесь BR.1 (картер) и BR.2 (коллектор) с некоторыми упрощениями. Гораздо важнее для практикующего моделиста цифра 19 мм - это диаметр движка в сборе. Так что меряйте свои капоты и считайте, влезет ли эта снежинка в ваши "Вельблуды" и "Кулики". Ну а потом решайте, стоит ли она своих денег. Но какой же движок маленький! Как 1820 в "моем" 72-м... Я свое удовольствие от сборки получил - и бесплатно! - а куда будет установлен тестовый "Бентли", без понятия. Начальнику виднее. ;)

моделизм, copper state models, bentley br.2

Previous post Next post
Up