Pani Katarzina: часть 1

Dec 08, 2014 14:37

Моделей в 1/35 я не собирал уже лет 20, да и тогда все больше красил или восттанавливал ранее склееные (не мной). А тут что-то захотелось, тем более что нашелся добрый человек, который предоставил мне модельку поизвращаться, причем совершено бесплатно.
Модель - звездовская "Катюща", она же БМ-13 на шасси ЗиС-151, по каталогу 3521. Мой выбор пал на нее из-за общей ажурности и простоты окраски, с которой я намереваюсь провести некоторые эксперименты, которые на мелких самолетиках чреваты всякими нехорошестями. Но получится - использовать навыки буду именно на них. Но вернемся к "Катюше".
Искоробочные виды модели и инструкцию можно осмотреть здесь:
http://www.super-hobby.ru/products/BM-13-Katiusha.html
Но мне машина досталась не такой.


Прежний владелец, будучи еще совсем дитя, начал было машину собирать, но, к счастью, не продвинулся дальше ходовой. И хотя видно, что старался не залить все клеем, это удалось не везде (см. фото), ну и инструкцию изучить терпежа не хватило. Но модель после этого лежала и дождалась меня почти без дальнейших потерь - потерялись только тяга, соединяющая колеса, включая ее крепление к оным, какая-то фигня, из подвески задних мостов и ступица одного из передних колес. Того семь деталей, плюс непонятно на каком этапе исчезнувшая декаль - ее мог потерять при перевозе и я. Но в данном случае это не смертельно, и сборке не препятствует. И она началась!
Началась с разборки, и на фото выше она уже началась. Раздолбать модель удалось практически без последствий, то есть что было, то и осталось. При разборке рамы пострадал поперечный ее набор, так что пришлось его восстанавливать имплантантами. Был дефект и на диске одного из передних колес - тоже лечилось имплантом.
При разделке редукторов были убиты гайки на фланце - пришлось восстанавливать тянутым литником (они и в исходном виде бывли не слишком шестигранными).
Выдергивание осей из редукторов - еще то удовольствие, но в некоторых случаях удалось даже сохранить оригинальные хвостовики. Там где не удалось, пришлось наращивать литником от той же модели.
Начал делать и отсутствующие детали. Межколесную поперечину гнул из тянутого литника, хотя такая как прежняя работать не будет, жесткости не хватит. Но мне модель по полу не возить, колеса не крутить!
Хотя чего бы и не крутить? Передние колеса в модели попорачиваются в стороны, потому что внутри колеса вклеивается ось с шаровидным наконечником и прорезями, которым отвечают внутри колеса гребни (см. инструкцию). Все это было изрядно залито клеем и поначалу я решил не мучаться и оставить как есть. Потом передумал, срезал заднюю стенку колеса, выломал оси с шарами, подчистил, подклеил, восстановил съеденое клеем - будут как новые!
ну и шпатлевка. На деталях полно следов от толкателей, и их вполне можно увидеть, вертя модель в руках. Ну и утяжины кое-где зашпатлевались-зачистились. Результаты:


Вот теперь-то началась сборка. Думал сначала все силы бросить на раму, но не тут-то было! Там ведь есть такая двутавровая поперечина, которая у "Звезды" дана двумя деталями, а в реальности вроде является одной. Пришлось ждать, пока склеися - высохнет, пока зашпатлюется-высохнет-зашкурится. Просто ждать было лениво, потому принялся за другие подсборки.
Модель "Катюши" хорроша тем, что до определенного этапа сборку можно вести в несколько потоков. Рама - это одно, Кабина - другое, ракетная установка - третье. и это третье само по себе можно разбить на несколько подсборок. Ну и пошло...
Пока рама авто находилась в недвижении, начал раму пускача. Там, конечно, и утяжины, и толкатели, и, особенно неприятные, смещения половинок формы. Впрочем, не так оно страшно, а получающаяся коробочка радует глаз.
Параллельно начал собирать направляющие. Каждая состоит из трех деталей, и немало народа намучадась с тем, чтобы ровно установить рельсы на балку. А зачем было мучаться? Там же очевидно, что рельса должна сесть на балку до уступа на одной из ее, балки, сторон. Рельса не садится - надо выскоблить паз поглубже, и все! Скоблил тонким надфилем, толщиной как раз в паз, а без него можно было бы сделать стамесочку из гвоздя.
Кабина на первый взгляд кажется страшной, поскольку собирается из верха и двух боковин. Однако склеивается хорошо, стыки идут по шелям на прототипе, а верх кабины прикроет защитная броня. она же надежно скроет и заднее стекло с неуклюжей имитацией решетки.
Было ли там стекло в действительности, мне не ведомо. Тут все зависело от того, назначались ли шасси под БМ-13 еще на заводе им. Сталина, или их оснащали потом. В первом случае на установке стекла можно было сэкономить, все равно его закроет броня, во втором стекло наверняка останется.
Ну и начал склеивать остальные детальки, попробовал и один из РС. Стабилизаторы там, конечно, ужасТны, но на них выштамповки, и править там я ничего не буду, может, по краешкам утоньшу только Пока надо разобраться, насколько хорошо совпадают половины ракет. Один из стыков будет после установки на направлющую не виден, а вот другой - на самом виду, и уж с одной стороны ракету надо обработать на славу.
И вот что имеем на сегодня:


Теперь о pani Katarzyne. Хотя декаль отсутствует, "Катюша" модель не редкая и 90% моделистов делает советскую машину, часто даже и не догадываясь, что в Великой Отечественной войне она участия не принимала. И, значит, если декали остаются. то на все остальное. Еще в минус советскому варианту то, что на строевых машинах наверняка маркировка не исчерпывалась звездочкой или гвардейским знаком, следовательно, должны быть какие-то номера. Какие - неизвестно, поскольку в сети я не нашел ни одной(!) фотографии строевых БМ-13 на ЗиС-151, где можно было хоть что-то разглядеть, не говоря о номерах. В силу этого и вьетнамский вариант из декали зело сомнителен. И кто остался? А братья-славяне.
Поляки и русские, конечно, братья вроде Каина с Авелем, да и самые оголтелые нынешние российские националисты-панслависты готовы скорее признать братьями татар-мусульман, чем проклятых католиков, и полякам отказывают чуть ли даже не во славянстве. Пусть их. Мне поляки ничего не сделали плохого, Польшу в границах до 1772 года им придется теперь требовать не от Российской Федерации, а от Украины, Белоруссии и Литвы, так что почему бы "Катюше" не превратиться в Katarzynu, тем более что в декали этот вариант снабжен номерками и на двери, и на зад, в силу чего наиболее правдоподобен. Есть непроверенное предположение, что прототипом этого варианта послужила машина, снимавшаяся в кино Jarzebina czerwona 1969 года. Само кино я еще не смотрел, но в самом начале его видны многочисленные авто Польской армии, промаркированные очень похоже. Так что будем клянчить у ясновельможного российского панства деку ;)

моделизм, Катюша, Звезда

Previous post Next post
Up