Почему не стоит применять для построения отношений и воспитания методики Торсунова

Mar 03, 2014 12:54

Оригинал взят у sun_for_ann в Почему не стоит применять для построения отношений и воспитания методики Торсунова
В нашем сообществе иногда советуют методики Торсунова, применительно к проблемам в отношениях, и даже воспитанию. Я сделала разбор его советов с примерами, который достаточно ясно показывает, почему не стоит применять эти советы и почему он кажется порой таким убедительным, какие ошибки восприятия и стереотипы мышления он использует и почему они противоречат теории привязанности.
В сообществе  уже был пост на эту тему Поправка к правилам сообщества и пара слов о насилии в семье и я хотела бы его дополнить примерами.

Физические наказания и психологическое насилие
"Мальчика надо наказывать, согласно Ведам, можно даже по попе бить. Почему? Потому что мальчик не понимает слов. Он понимает только поступки. Допустим, мальчику можно сказать: я поставлю тебя в угол! Если женщина сказала, что поставит его в угол, и не ставит - это не работает. Отец должен быть психически сильнее, чтобы ребенок боялся."

Обусловленная любовь
"Ребёнок должен знать, что его будут любить только за хорошие поступки!"

Манипуляции

"Мать может воспитывать 17-ленего сына с помощью опять же отстранения, молчания. Она может проявлять свои чувства таким образом, показывать, что ей это не нравится."

Немного про отношения МЖ

Оправдание физического насилия и пропаганда созависимости
Мужчина просто так руку на женщину не поднимет. Если поднял -  значит, не был никогда мужчиной. Но в этой ситуации это не так. Здесь есть основания. Нет веры в человека - значит, он будет звереть. Мужчина не знает как по-другому ситуацию решить, у него не такие чувства тонкие, чтоб как-то её понять глубоко. Он просто чувствует, что его бесит что-то, и он начинает звереть. Женщина имеет тонкое восприятие. Она точно знает, что происходит в семье. Кто кого любит, кто кого не любит. Кто как к кому относится. Женщина всё это чувствует. Мужчина не понимает, у него психика грубее. Женщина управляет отношениями в семье, а не мужчина. Женщина является источником любви, от неё нитки тянутся, она и может ими управлять.

Применение физического насилия к слабым - это признак психологической и эмоциональной незрелости, отсутствие способности интегрировать ситуацию и адаптироваться к ней.
А также пропаганда созависимости - тут это перекладывание ответственности за ситуацию на женщину и по сути - совет "прислушиваться", что и вынуждены делать жертвы физического насилия - быть осторожной, не говорить лишнего, чтоб не спровоцировать.

Роль мужчины в семье"Общими интересами жить - это для мужчины аскеза. Мужчина хочет дома отдохнуть, а это не означает для него жить общими интересами. Означает пожить для себя немножко. Но если женщина постоянно хочет внимания к себе и детям - это эгоизм, она третирует мужа. Женщина думает, что мужчине точно так же как ей нравится возиться с детьми… Да это аскеза для него!"

Отличное оправдание для мужчин, которые не хотят заниматься семьей.

Тот прием , который он использует активно - стереотипы общественного сознания и ошибки мышления. Например, такой стереотип "Все ответственны за свою жизнь" ошибка мышления быстро превращает в "Я виновата во всем". А если говорить об отношениях - партнеры ответственны в равной степени. А у него женщина получается ответственной  и за то, что мужчина пьет (значит она его недостаточно любит), за то что бьет (значит не верит или не так что-то сказала) и изменяет (опять не достаточно любит).

Почему это работает и мы верим?
Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Таким образом, стереотипы, как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и использованы как мишени для манипуляции. Поскольку их полезность для человека в том и заключается, чтобы воспринимать и оценивать быстро, не думая, манипулятор может применять их как «фильтры», через которые его жертвы видят действительность (С. Кара-Мурза, "Манипуляция сознанием")

Другой прием - невнятная речь и быстрое переключение с темы на тему. У Торсунова обычно очень длинные тексты, в которых невозможно вычленить смысл, все очень неоднозначно.

Ловушка созависимости
Еще одна психологическая ловушка, которую использует Торсунов - это то, что наше общество очень созависимо. Вот некоторые из признаков созависимости
  •  неспособны отличить свои мысли и чувства от мыслей и чувств других (вы думаете и испытываете ответственность за других людей);
  •  ищете внимания и одобрения других, чтобы чувствовать себя хорошо;
  •  ощущаете беспокойство или вину, когда у других “есть проблемы”;
  •  делаете все, чтобы угодить другим, даже когда вам этого не хочется;
  •  возлагаете на других определение ваших желаний и потребностей;
  •  концентрируете всю свою энергию на других людях и их счастье;
  •  пытаетесь доказать другим, что вы достаточно хороши, чтобы вас любить;
Пример пропаганды созависимых отношений : Если мужчина пьет - виновата жена
Вы поймите одну вещь. Мужчина нуждается в любви. Он является нуждающимся в этом вопросе. При нехватке энергии любви у него копится напряжённость. Если он не занимается духовной практикой, не занимается никакой медитацией, как ему снимать это напряжение? Ему приходится как-то разряжаться. Некоторые гуляют, некоторые пьют, некоторые в церковь ходят. У вас такой уровень развития семьи: вы не можете ему дать достаточно любви, он не может быть психически расслабленным, это значит, что ему придётся пить.

Родственники человека, страдающего алкогольной зависимостью склонны к созависимому поведению. Подробнее об этом можно почитать об этом в книге Битти М. "Алкоголик в семье, или преодоление созависимости".

Что это за проблема и почему она возникает?
Цитата:

"С момента рождения до двух-трех лет ребенок завершает решение ряда задач своего развития. Наиболее важной психологической задачей развития в этот период является установление доверия между матерью и ребенком. Если установление базового доверия или связи завершилось успешно, то ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы заняться исследованием внешнего мира и в последующем завершить свое так называемое второе, или психологическое рождение. .. Важным навыком, который приобретает ребенок при успешном завершении данной стадии развития, является умение полагаться на свою внутреннюю силу, то есть заявлять о себе, а не ожидать, что кто-то другой будет управлять его поведением. У ребенка развивается ощущение своего “Я”, которое дает ему возможность научиться брать на себя ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию, адекватно относиться к авторитету других, выражать свои чувства словами и эффективно справляться со страхом и тревогой. Если эта стадия не завершена до конца, ребенок становится психологически зависимым от других и не имеет своего четко ощущаемого “Я”, которое выделяло бы его среди других."

То есть, созависимость - это в том числе следствие форсированного взросления.
Отличный разбор конкретных приемов психологических манипуляций, я нашла в статье.
7 простых и 7 сложных приёмов манипуляции сознанием
Торсунов их и использует и советует.

все примеры отсюда http://torsunov.ru/ru/interesting/qa.html

Список дополнительной литературы
Берри и Дженей Уайнхолд "Освобождение от созависимости"

Александр Леонидович Дворкин "Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования"
Сергей Кара-Мурза "Манипуляция сознанием"
Т.Лири, М.Стюарт и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах
Previous post Next post
Up