"Рецессия в России углубляется: ВВП сократился на 4,6 процента" (FINANCIAL TIMES, Великобритания)

Aug 18, 2015 12:03



«Файнэншл Таймс» сообщает, что во II квартале нынешнего года спад в экономике страны усилился. Это создаёт заметный контраст с ситуацией в большей части Восточной Европы:

«Валовый внутренний продукт России в июне сократился по сравнению с тем же месяцем предыдущего года на 4,6 процента - этот результат чуть хуже, чем сводный прогноз в 4,5 процента, и заметно хуже, чем показатели первого квартала, когда падение составило «всего» 2,2 процента. Теперь получается, что российская экономика сокращается быстрее, чем когда-либо со времён пика глобального финансового кризиса 2008-2009 годов. На страну по-прежнему давят низкие цены на нефть, западные санкции и необходимость сокращения бюджетных расходов, вызванная снижением налоговых поступлений.
Очищенные от сезонного фактора данные за второй квартал «Росстат» обнародует лишь ближе к концу августа, но Capital Economics уже оценивает «чистый» спад экономики за этот период в 2,5 процента - что почти в два раза больше, чем в прошлом триместре (тогда падение составляло 1,3 процента). Опять-таки, это рекорд за период с 2009 года. Это означает и то, что в России сейчас - самый сильный экономический спад из всех крупных или средних экономик мира (в этом она опережает и Иран, и Венесуэлу, которые сообщили - по крайней мере, официально - о падении ВВП на 2,4 и 2,3 процента соответственно). В марте ВВП Бразилии сократился на 1,6 процента (хотя с тех пор падение, вероятно, ускорилось), Японии - на 0,9 процента.
Также нужно отметить, что тенденция в России резко контрастирует со вполне уверенным ростом, которые показывают многие другие страны бывшего Восточного блока: в Чехии прирост составил 4 процента, в Польше - 3,6 процента, в Венгрии - 3,5 процента. Правда, тут свежие цифры, которых ждут в пятницу, могут оказаться несколько менее оптимистичными.
Михаль Дыбуля, аналитик BNP Paribas, считает, что причиной такого слабого результата России является резкое сокращение потребительского спроса и инвестиций на фоне слишком высокой ключевой ставки ЦБ (ныне она составляет 11 процентов) и ограничения доступа к иностранным источниками капитала. «Низкие цены на нефть, структурная неэффективность и геополитическая напряжённость - вот три причины упадка в России», - отмечает он.
Экстраполируя данные за месяц, экономист Capital Economics по развивающимся рынкам Елизавета Ермоленко указывает, что во втором квартале расходы домохозяйств сократились на 8,9 процента по сравнению с первым кварталом. Но она считает, что такой результат наблюдается из-за спада промышленного производства, которое в марте уменьшилось лишь на 0,4 процента, но с тех пор этот показатель мог резко вырасти и достигнуть 5 процентов. Несмотря на это, она полагает, что рецессия начнёт ослабевать к концу года, а прошлый прогноз падения ВВП на 2015 год - 5 процентов - вероятно, является слишком пессимистичным. Но восстановление, опасается она, будет долгим и трудным процессом.
Владимир Осаковский, российский экономист при Bank of America Merrill Lynch (BOFA), также полагает, что второй квартал - это дно, и во второй половине года спрос должен увеличиться благодаря снижению инфляции и хорошим показателям корпоративных доходов. Во второй половине года BOFA предсказывает падение ВВП на 2,5-3 процента в годовом выражении, а восстановление должно начаться лишь в первые месяцы 2016 года.
Осаковский считает, что поскольку доходы бизнеса находятся на рекордном уровне, у России уже есть достаточно ресурсов, чтобы в начале года инвестиции начали восстанавливаться. Дыбуля настроен более скептически - по его словам, нынешняя тенденция сохранится и в ближайшие месяцы, а с уверенностью говорить о достижении дна пока рано».

FINANCIAL TIMES (Великобритания)
http://www.ft.com/intl/cms/s/3/8e640b2e-3f71-11e5-b98b-87c7270955cf.html

financial times, translation

Previous post Next post
Up