Бля, как я искал фотографию этого события - песня. Печальная. Не нашёл, пришлось ставить снимки 1901 года. :)
Не имеющие выхода к морю Афганистан, Таджикистан и Туркменистан в среду объявили о том, что начали строить железную дорогу, которая позволит им увеличить объёмы торговли с другими бывшими республиками СССР и выйти на рынки Южной Азии. Об этом пишет «Рейтерс»:
«Новая магистраль длиной 400 километров обойдётся, как ожидается, в полтора миллиарда долларов - и превратит Туркменистан в крупного транзитёра на пути между Россией с другими постсоветскими странами и Южной Азией - Пакистаном и Индией. Таджикистан, в свою очередь, получит маршрут для импорта нефтепродуктов и других жизненно важных грузов в обход Узбекистана - с этой страной у Душанбе натянутые отношения, а Ташкент уже не раз блокировал ведущие в Таджикистан железнодорожные линии, сохранившиеся с советских времён. Афганистану будет полезно увеличение товарооборота с другими странами Евразии - в том числе благодаря доходам от транзита товаров, движущихся из Европы и Средней Азии на юг. И обратно.
Туркменский лидер Гурбангулы Бердымухаммедов вместе со своими коллегами - главой Таджикистана Эмомали Рахмоном и афганским президентом Хамидом Карзаем - заложил символическую золотую капсулу с посланием будущим поколениям в основание полотна. Случилось это близ города Атамурат на юго-востоке Туркменистана.
- Можно назвать это дорогой жизни, - сказал Рахмон после церемонии. - В наш век глобализации и интеграции она поможет увеличить объём торговли и инвестиций.
Этот проект должен связать ныне существующие железнодорожные сети соседних стран с остальной Евразией - в основном государствами СНГ и Балтии. Договорившись в марте о реализации этой инициативы, её авторы пригласили к участию два банка развития - Исламский и Азиатский. Эти учреждения выразили интерес к проекту, но чётких обещаний финансировать стройку пока не дали.
Туркменистан обладает четвёртыми крупнейшими запасами газа в мире - и, соответственно, куда богаче своих нестабильных соседей. Страна сама профинансирует прокладку 85-километрового отрезка пути от Атамурата до Имамназара на афганской границе, но для продолжения строительства понадобится финансирование извне. Афганистан, истерзанный десятилетиями войн и иностранных интервенций, предложил за свой счёт возвести 35 километров полотна от границы до города Андхой. Более длинный перегон в итоге соединит Андхой с Пянджем на юге Таджикистана.
Для быстро развивающегося Туркменистана - который при СССР был одной из беднейших союзных республик - это уже второй масштабный железнодорожный проект. В мае Бердымухаммедов и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев открыли транспортный коридор «Север-ЮГ», который в конечном итоге соединит Казахстан со странами Персидского залива через Иран. Через эту магистраль, строительство которой профинансировали всё те же Азиатский и Исламский банки развития, Казахстан - крупнейший в Средней Азии экспортёр зерна - намерен продавать свою пшеницу по всему региону».
http://uk.reuters.com/article/2013/06/05/uk-turkmenistan-railway-idUKBRE9540TP201306055 июня 2013 г.