"Северные Курилы остались в тени спора с Японией" (ASAHI SHIMBUN, Япония)

Feb 13, 2013 20:56

Место, где я не побывал и не факт, что когда-то побываю. А хотелось бы.


«Асахи Симбун» рассказывает о жизни той части Курильских островов, которой не коснулось благосклонное внимание федерального центра.

Парамушир - крупнейший из 18 островов, составляющих Северные Курилы - это бывшая японская территория, о которой Москва практически забыла. Здесь 2600 жителей, но нет ни кинотеатра, ни книжного магазина. Не получится, например, починить обувь, часы или мебель.
41-летняя домохозяйка Елена Миляева говорит, что местным жителям нравится зимой кататься на лыжах или париться в бане, а летом они выращивают овощи и цветы. Но многие пристрастились к водке и конопле.
Попасть сюда трудно. Остров связан морской и вертолётной линиями с Петропавловском-Камчатским; путь по воде занимает 20 часов. Оба вида транспорта ходят раз в неделю, но порой их надолго отменяют из-за плохой погоды.
Побережье Парамушира прямо у порта Северокурильск усеяно останками браконьерских судов. Владельцы отказались забирать суда, конфискованные пограничниками, поскольку платить штрафы им нечем.
Москва подзабыла про северную часть Курильского архипелага, и занимается в основном четырьмя южными островами, на которые претендует Токио. До 1945 года этот остров - как и 17 других - принадлежал Японии. По Сан-Францисскому мирному договору 1951 года Токио отказался от них. Теперь российское правительство решило потратить 28 миллиардов рублей на 44 проекта в рамках девятилетней программы социально-экономического развития Курильских островов, действие которой завершается в 2015 году. Но лишь пять из этих проектов (стоимостью 1,26 миллиарда рублей, то есть 4,5 процента от общей суммы) связаны с островом Парамушир.
В 2010 году при помощи федеральной программы достроили порт. Проложили водоснабжение, канализацию и отопление, возвели рыбозавод, занимающийся разведением лосося. Но мостовые в городе повсюду разбиты, а улицы - в колеях от транспорта. Двухкилометровую дорогу от порта до центра города ещё не закончили.
Один человек, переехавший на острова в советское время, говорит, что в Сахалинской области люди делятся на три класса.
- Первый - это жители самого Сахалина, второй - те, кто обитает на Южных Курилах, которые постоянно в новостях из-за территориального спора, - сказал этот 47-летний мужчина. - А те, кто на Северных Курилах - про которые никогда не пишет пресса - третий сорт.
СССР в своё время забрал у Японии все Курильские острова и южную часть Сахалина. Сегодня Япония претендует на острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, что к северо-востоку от Хоккайдо, называя их «Северными территориями». Туда ездил Дмитрий Медведев - сначала как президент, а потом и как премьер-министр - чтобы подчеркнуть: эти земли принадлежат России. Бывали там и министры. Но мало кто из политиков ступал на Парамушир. Даже губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин бывал здесь лишь один раз с тех пор, как его избрали на этот пост в 2007 году.
Александр Чернега, оппозиционный депутат совета Северокурильского городского округа, говорит, что ни Владимир Путин, ни Дмитрий Медведев не приедут сюда, поскольку на эти острова не претендует Япония.
- Никто не заинтересован в развитии Курильских островов, - говорит он. - Власти лишь хотят показать японцам, чьи это острова.
Главная отрасль хозяйства на Парамушире - обработка морепродуктов. Производство растёт по 5 процентов в год благодаря дополнительным выплатам, которые полагаются к зарплатам тех, кто обитает в негостеприимных окраинных регионах. Если рыбалка удаётся, рабочий перерабатывающего завода может получить до 50 тысяч рублей в месяц: это вдвое больше средней зарплаты по Приморскому краю. Сюда на заработки приезжают многие из других регионов - хотя и говорят, что зарплата полностью зависит от улова. Предприятия пользуются услугами мигрантов, потому что им не нужно тратиться на соцобеспечение, а деньги можно вложить в новую технику или что-то ещё.
Городские власти планируют построить консервный завод и увеличить экспорт морепродуктов. Но торговля с зарубежными странами ограничена, потому что Курилы - приграничная территория, за которой российское правительство следит особо. Иностранцам приходится с большим трудом получать разрешения у пограничников (помимо обычных виз), чтобы приезжать на Парамушир.
Северные Курилы потеряли большую часть оборонного значения с тех пор, как после окончания «холодной войны» уменьшилась угроза со стороны США. Большая часть военного присутствия сосредоточена на южных островах - особенно на Итурупе, где располагается штаб дивизиона. Пограничники также уходят с более мелких островков, перебираясь на главную базу - она тоже находится на Парамушире.
Некоторые местные жители хотят, чтобы на Северные Курилы приезжали японцы. Предлагают, например, превратить остров Шумшу - к северу от Парамушира - в исторический музей под открытым небом. Там много остовов японских танков, потому что этот остров был ареной крупного сражения между японскими и советскими войсками в последние дни Второй Мировой войны.
Мэр Северокурильска Александр Сомов говорит, что он против передачи Южных Курил Японии - хотя бы потому, что сразу упадёт улов. Но он надеется видеть больше японских гостей.
- Ирония в том, что обмен с Японией более активно происходит на южных островах, где и ведётся территориальный спор, - говорит он. - Мы хотим, чтобы сюда приезжали японцы, а для этого надо так или иначе облегчить ограничения, связанные с пограничным статусом региона.

http://ajw.asahi.com/article/economy/business/AJ201301310006
31 января 2013 г.

asahi shimbun, translation

Previous post Next post
Up