Ралли 3-й категории "Летние Каникулы 2013"

Jul 03, 2013 11:09

Оригинал взят у kpkc в Ралли 3-й категории "Летние Каникулы 2013"
Наконец, после 8-месячного перерыва, удалось снова поучаствовать в соревнованиях по автомобильному спорту. На этот раз - в ралли "Летние Каникулы 2013", которые проходили 29-30 июня 2013 г. в статусе этапа Чемпионата Московской области 2013 г. по Р3К. Знакомые лица, дружеская атмосфера, спортивная программа, которая держит в напряжении до последнего метра дистанции, а также несложные требования, присущие ралли 3-й категории - всё это делает данный вид автоспорта очень привлекательным для активного отдыха и поддержания формы. Дистанция ралли: более 500 км, из которых часть приходится на ночное время. Экипаж, сложившийся уже много лет назад: Г.Медведев за рулем и К.Мотовилов за штурманским пультом. Стартовый номер 2. Автомобиль: китайский седан Лифан Солано (Lifan Solano), в эксплуатации 2 месяца, пробег 2500 км.



Данный автомобиль был куплен исключительно для того, чтобы девушка могла возить двух своих детей по городу и иногда на дачу. Никакой спорт не предполагался для него даже теоретически. Тем не менее, именно ему выпало испытать все трудности, связанные с участием в ралли 3-й категории (Р3К). Но чтобы автомобиль мог участвовать в настоящем соревновании, пусть даже это любительский спорт, а не спорт высоких достижений, его потребовалось правильно подготовить. При этом были применены решения, хитрости и опыт, наработанные в "боевом" автоспорте, но которые бывают полезны и в обычной "гражданской" езде.

По большому счету, для Р3К достаточно иметь просто хороший "гражданский" исправный автомобиль. "Боевые" устройства, нужные для настоящих гонок, такие как каркас безопасности, форсированный мотор, гоночная подвеска и трансмиссия, сложные системы впуска и выпуска, а также разный тюнинг, в Р3К не нужны и даже вредны. Зато что нужно по-настоящему - это электроника для вычислений, необходимых на Р3К, дополнительный свет для ночной секции и подготовка автомобиля к движению по плохим дорогам, в том числе хорошие шины, подвеска и защита картера.

Период подготовки Лифана к ралли совпал с проведением ТО-1 (1500-2500 км). Поэтому, кроме обычного регламента, были заменены все заводские жидкости: моторное масло, масло КПП, жидкость ГУР, тормозная жидкость и антифриз. По регламенту ТО, контролируется затяжка основных соединений, но я не стал этим ограничиваться и показал машину спортивным механикам, вместе с которыми мы исследовали все места и убедились, что болты и гайки затянуты по-правильному.

Чтобы быстро и точно рассчитывать многочисленные параметры, необходимые на Р3К (разные нормы времени, опережения или опоздания от заданных скоростей, контрольные времена и т.д.) имелся раритетный прибор "Железный Чайник", выпущенный много лет назад очень ограниченным тиражом. Тем не менее, он делает все расчеты, необходимые для Р3К, к тому же очень пыле- и ударопрочен. Вот этот прибор:



Жестко прикручивать его в салоне я не стал, чтобы не портить обивку. Для прибора придумали столик, который штурман держал на коленях. Оказалось удобно. Чтобы производить расчеты, Железный Чайник должен получать данные о скорости автомобиля. Для этого к заднему неведущему колесу автомобиля, наименее подверженному пробуксовкам и прочим паразитным движениям, был прикреплен датчик скорости от "боевого" штурманского прибора Terratrip вот таким образом:


Для удобства работы штурмана ночью, в салоне был закреплен "боевой" штурманский свет на длинной ноге. В "боевых" машинах он намертво прикручивается к кузову. Здесь же просто закрепили на пластиковых хомутах:


Сложнее оказалось с установкой дополнительного света. Без лишней пары фар ночью на загородных дорогах нечего делать - штатный свет слаб, освещаемое пятно мало, безопасность снижается. При этом ставилось условие не портить внешний вид автомобиля, то есть бампер и решетку радиатора трогать запрещалось. Решение оказалось изящным и эффективным - мощные кронштейны фар прикрепили болтами к лонжеронам в подкапотном пространстве, выведя наружу через декоративные решетки внизу бампера. В результате не пришлось портить автомобиль, а фары встали в нужные места, не загораживая ни номерные знаки, ни основные фары. Все это легко снимается при необходимости. На самой ухабистой дороге эта конструкция не вибрировала и отлично высвечивала путь:



Для защиты поддона картера и рулевой рейки от ударов, штатная стальная защита была заменена на дюралевую 6-мм защиту от "боевого" ВАЗ-2112. Такая и камни раскалывает:


Бескамерные шины были пересобраны на камеры - также в целях безопасности. Во-первых, при движении по гравию случайный камушек не разбортирует колесо, а во-вторых, такое колесо лучше переносит удары. Так, на асфальтовом шоссе нам "повезло" влететь колесом в огромную дыру на полном ходу. От удара машина аж зазвенела, но последствий не было никаких. Не пострадали ни шина, ни диск. Поработал с давлением: зная, что первая часть соревнования пройдет по асфальту, а вторая - по гравию, с утра накачал во все колеса по 2,6 psi (для более легкого качения), а перед второй частью опустил до 2,3 спереди и 2,1 сзади (для большего пятна контакта + для снижения поворачиваемости).

Шины производства КНР решил оставить штатные - жаль было денег на покупку чего-то другого. Просто по ходу соревнования учитывал, что на гравии коэффициент сцепления на них меньше, чем на более зубастых покрышках. Не стал ничего делать с подвеской: решил, что штатные Лифановские амортизаторы достаточно энергоемкие, а менять их на тюнинговые жесткие патроны - лишь терять гражданскую комфортабельность. Не стал ничего делать с выпускным трактом, хотя знал, что некоторые снимают второй катализатор. Считаю, что просто удалить узел - лишь сделать хуже. Также не стал ставить шумный прямоточный глушитель. Грамотно настраивать впуск и выпуск - работа кропотливая и недешевая, а это не входило в мои планы. В общем, не делал ничего из того, что обычно относится к тюнингу, потому что считал нецелесообразным получить шумную и тряскую машину на одну гонку, лишившись таким образом удобного семейного авто. Мягкий прохладный салон, комфортабельная подвеска, тихий мотор и хорошая музыка гораздо важнее для ветеранов автоспорта. Однако легкий чип-тюнинг все же сделал, чтобы мотор, задушенный до обморока под требования ЕВРО-4, начал дышать, то есть сместил пониже крутящий момент, отключил опрос второго лямбда-зонда, улучшил отзывчивость на педаль.

Осталось немного. Поставил хорошие бескаркасные щетки стеклоочистителя. Закрепил в багажнике набор инструментов и запчастей для полевого ремонта. Чтобы вещи в салоне не летали по углам, подвесил две "боевые" сетки для шлемов. В одной лежали сами шлемы, в другой - питьевая вода:


Все модернизации - легкосъемные и после снятия не оставляют следов. Так что подготовка автомобиля к ралли вышла лаконичной и бюджетной.

Как же показал себя автомобиль в ходе гонки?

Вопреки распространенному мнению, гонять на Р3К нет необходимости. Если вы нигде не ошиблись и едете "в своем режиме", вам не приходится превышать обычные дорожные скорости движения. Гонки с большими скоростями, как правило, начинаются тогда, когда экипаж ошибся и пытается нагнать свое расписание. Тем не менее, нам удалось потестировать машину во всем диапазоне скоростей до 150 км/ч и на дорогах разного качества, от шоссе с только что положенным асфальтом до грейдеров, покрытых щебенкой, и проселочных дорог для сельхозтехники.

Как ни странно, хлопоты нам доставил не автомобиль, а установленные на него раллийные штучки. У одной доп.фары оказался коротковат провод и пришлось перекладывать проводку. Двигатель на ходу задевал выхлопной трубой за защиту, издавая колокольный звон. Пришлось опускать защиту ниже с помощью шайб. Датчик скорости капризничал, врал и отключался, поэтому ни одно из дополнительных соревнований не было посчитано нами правильно. Зато сам автомобиль, несмотря на неказистый внешний вид, показал себя очень и очень достойно.



Мотор лучше всего ведет себя в диапазоне оборотов от 4 до 6,5 тыс. об/мин, давая ровный мощный разгон и чуткие реакции на педаль. Звук мотора бархатистый и приятный. Самое интересное, что в этом режиме расход топлива ниже, чем при меньших оборотах. Бак в этой машине 59 л и его хватило на 700 км в режиме "тапка в пол". Предположения относительно штатной подвески оправдались. Несмотря на жесткий характер многих дорог, тряску и ямы, так что несколько раз подвеску разгружало почти до полного отрыва колес, ни разу не было такого явления, как "пробой" подвески. Крен в поворотах незначительный, даже на самых смелых виражах. Защита или бампера ни разу не касались препятствий, чему способствует достаточно высокий клиренс. При этом экипажу было комфортно, как при спокойной "гражданской" езде. Водитель и штурман не задевают друг друга локтями, то есть салон широкий. Потолок высокий - даже со шлемом на голове не задеваешь головой крышу. Понравилась управляемость и предсказуемость автомобиля на любых скоростях и на любом покрытии. Даже на крупном гравии, который более скользкий, чем лед, машина сохраняла нейтральную поворачиваемость и не делала непредсказуемых движений. На высокой скорости вела себя стабильно, прочно держась за дорогу. В колее не рыскала. Передние сидения, пожалуй, более удобны, чем у новейшего родственника Lifan X60. У них и боковая поддержка развита лучше. Ни одна деталь не открутилась и не отвалилась, несмотря на постоянные вибрации, тряску и разнообразные перегрузки. Даже салон не заскрипел после гонки, что часто приходилось наблюдать. Помня тест известного журнала "60 часов За Рулем" 2011 г., когда у аналогичного Лифан Солано сломалась трубка ГУР и открутилась выхлопная труба, был готов к таким неприятностям. Режим езды был тот же: ДВС раскачивается на опорах взад-вперед, а руль активно крутится вправо-влево. Тем не менее, с моим Лифан Солано ничего не произошло. Сейчас он аккуратно ездит по городу, как ни в чем не бывало, лишь наклейки напоминают о былом.



К недостаткам можно отнести следующее:
- Внешний дизайн. Машина хорошая, так почему бы ей не выглядеть посовременнее?
- Мотор сильно задушен. Даже после обкатки не нравилось, как он медленно реагирует на "газ", как медленно набирает обороты, как далеко расположена точка крутящего момента. Решилось чип-тюнингом.
- Мягкие опоры двигателя. Я бы заменил их на более жесткие. Наверно, это не так важно для "гражданской" езды. Возможно, это сыграет положительную роль при езде по плохим дорогам, что часто происходит в глубинке.
- Недостаточный вылет руля. Если ногам удобно, то к рулю тянешься, а если к рулю не тянешься, то ногам тесно. Вынести бы руль поближе к водителю на пару сантиметров. Возможно, это моя личная особенность.

Ралли проходило на Северо-Востоке Московской области, в основном в Дмитровском районе, цепляя Талдомский и Сергиево-Посадский районы. Первым испытанием было добраться к месту старта (к площадке у Дмитровского автополигона) через все субботние пробки и палящий зной подмосковного лета. Старт ралли произошел в половине пятого вечера. Правильно выполнить все дорожные соревнования на Р3К - задача нетривиальная, несмотря на кажущуюся простоту. Так, предстоящий маршрут неизвестен экипажам, которые едут, ориентируясь только по значкам в дорожной книге. Причем, по условиям соревнования, задачу на ориентирование стремятся максимально осложнить. При этом нужно соблюдать расписание движения с точностью до секунды, а места контрольных судейских пунктов неизвестны. Выходит, что на участке дороги неизвестной протяженности экипаж должен не заблудиться и в каждый момент времени находиться именно в той точке, которая задана расписанием.

Все светлое время суток было посвящено решению головоломных задач на ориентирование, знание правил дорожного движения и сообразительность. Дороги проходили в основном по асфальтовым шоссе, иногда заходя на широкие и ровные грейдеры. Хотя два раза для разнообразия нас протрясли по сельхоздороге по пойме реки. Мимо пролетали красивейшие пейзажи Клинско-Дмитровской гряды, когда с какой-нибудь горы вдруг распахивается простор на сто километров вдаль. Чистенькие поселки, белые церкви. По маршруту соревнования было много "слепых" позиций, то есть позиций без указания расстояния, которые нужно было искать. При правильном прохождении трассы, из судейских отметок в контрольной карте получалось слово. Это слово нельзя было отгадать сразу, и многие экипажи ломали голову - а правильно ли они едут? После захода солнца был гвоздь программы - знаменитые грейдеры в Константиново и в Буденновце, проходимые при свете фар. Как всегда, эти места встречали нас огромным разнообразием птиц. Днем по дороге гуляли кулики, не боясь автомобилей, а ночью совы, не торопясь, кружили рядом. Было жарко, вся выпитая вода тут же испарялась пóтом. Прохладно стало только с заходом солнца. К середине ночи уже начала сказываться усталость, что заставляло экипажи быть внимательнее. После финиша ралли, обратный путь домой прошел легко и быстро. Особенность Р3К такова, что результаты соревнования подсчитываются несколько дней, поэтому победитель станет известен только в четверг.



Ралли "Летние Каникулы", хотя и относятся к любительскому автоспорту, имеет официальный статус, включено во Всероссийский календарь соревнований и имеет все официальные атрибуты. Для меня же эти ралли оказались возможностью снова окунуться в атмосферу автоспорта, почувствовать полноту жизни, пережить сильные эмоции, как на всех соревнованиях, а также проявить свои опыт и навыки.
Previous post Next post
Up