ЦРУ финансировало абстрактное искусство

Mar 10, 2013 21:37



Бывшие агенты ЦРУ признались в том, что исследователи давно подозревали: что правительство США использовало деньги налогоплательщиков для содействия абстрактной живописи в качестве пропагандистского оружия во время холодной войны.

В 1950-х и 60-х, в период, когда в США создавали свой арсенал ядерного оружия, они решили использовать искусство против Советов, объявить об «американском» культурном превосходстве.

Как лучше противостоять социалистическому реализму Сталина, нежели раскручивая искусство Джексон Поллака, Роберта Мазервелла, Виллема де Кунинга и Марка Ротки?



Борис Vladmiriski, «Розы для Сталина» 1949

Эта идея была первоначально испытана в открытую в 1947 году государственным департаментом, который запустил программу под названием "Продвижение американского искусства". Центром стала группа из 79 авангардных картин, приобретённых за $ 49,000 государственных средств. В течение следующих двух десятилетий были организованы несколько выставок абстрактного экспрессионизма, в том числе одна под названием "Новая американская картина", которая совершила поездки за счёт государства по всей Европе в конце 1950-х годов. Другие выставки были "Современное искусство в Соединённых Штатах» и «Шедевры XX века».

Трещины в программе появились довольно быстро. Критики начали нападать на произведения искусства как на «антиамериканские» и «подрывные». Картины были высмеяны в национальных средствах массовой информации и в Конгрессе. Президент Трумэн, подводя итоги изучения мнений «среднего американца» об этих «работах», сказал: "Если это искусство, то я готтентот». Конгрессмен жаловался: "Я просто тупой американец, который платит налоги для покупки такого рода мусора». Посмотрите журнал опубликовавший статью под названием «Ваш президент просрал деньги купил эти картины». Председатель Комитета по ассигнованиям Палаты представителей написал гневное письмо государственному секретарю Джорджу Маршаллу.

Столкнувшись с такой критикой, программа ушла в подполье, а ЦРУ разработало новую стратегию. Миллионы долларов были направлены через поддельные фонды и посреднические организации с названиями вроде «Конгресс за свободу культуры», «Отдела международных организаций» (НОР), а также пропагандировал действия, которые могли повлиять на информацию более чем 800 газет, журналов и общественных организаций.

По словам бывшего офицера, участвовавшего в операции, Дональда Джеймсона, эти организации размещали доброжелательную критику, включая коллекционеров, кураторов, и музеи - прежде всего Музей современного искусства Рокфеллера, и дали подписку о сохранении тайны. Сами художники не знали источника поддержки. Тот факт, что США использует скрытые средства для содействия «идеалам культурной открытости» было иронией, незамеченной на руководителями проекта.

Шло время, критики на выставках устаканились, и стало ясно, что многие художники - сами бывшие коммунисты, точно не из тех людей, каких правительство США хотело поддерживать во времена маккартизма. Картины, которые были приобретены правительством, были отозваны секретарём Маршалл и проданы как утильсырьё и дали выручку в $ 5544. Многие полотна продавались за $ 100 или меньше, и нашли своё место в государственных университетах.

Источник

США, империя зла, маразм

Previous post Next post
Up