Генеральная прокуратура Российской Федерации по средствам проведенных расследований установила истинные причины крушения российской пассажирской летной техники и выступила по этому поводу с официальным заявлением.
Самолеты в России разбиваются в основном из-за ошибок авиаперсонала при организации и выполнении полетов, сообщила начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генпрокуратуры РФ Елена Глебова в интервью журналу "Прокурор".
Из-за ошибок летчиков и наземных служб в стране происходит около 80% авиакатастроф, отметила Глебова в интервью, опубликованном в среду на сайте Генпрокуратуры.Она так же подтвердила подозрение в том, что число инцидентов с самолетами в России в последнее время заметно выросло. По итогам прошлого года количество происшествий в авиационной отрасли увеличилось сразу в полтора раза, а число нарушений закона - на 20 тысяч (всего же - более 144 тысяч нарушений).
Да, действительно, если посмотреть на эту проблему, ставшую в России за последние годы буквально бичом, то с формальной точки зрения в восьмидесяти процентах авиакатастроф причиной является пресловутый человеческий фактор.
Где-то диспетчер с земли недосмотрел. Где-то пилот совершил ошибку. А где-то в предполетной подготовке механики недоглядели. И в результате по сводкам новостей несутся десятки убитых и покалеченных душ…
Свое расследование генеральная прокуратура начала с учебных заведений, где проходят от А до Я летную науку будущие ассы небесных пространств. Но уже здесь была выявлена масса нарушений и результатом проверки оказалось то, что в «жизнь» пилотов из будущих курсантов выходят люди, не имеющие должной квалификации. Прокуратурой доподлинно было установлено, что практически все высшие военно-летные училища не в состоянии на сегодняшний день готовить специалистов своего дела достаточной квалификации.
«Существовавшая система присвоения квалификации авиационному персоналу и допуска его к деятельности не отвечала требованиям воздушного законодательства РФ и международных стандартов. К полетам допускались лица, не имеющие необходимой летной практики», - констатировал факт начальник управления транспортной прокуратуры. (источник - тот же)
Почему это происходит? Ответ - опять же, на поверхности. Недостаточная материально-техническая база. Не хватает опытного обучающего персонала.
Нет самолетов, на которых бы тренировались курсанты. Нет тренажеров и прочее. И прочее. И прочее.
Этот список можно продолжать и дальше. Очевидные факты были известны и без проверки генеральной прокуратуры. Ее расследование, это всего лишь констатация того печального факта, который уже случился в нашей стране чуть ли не десять лет назад. Сегодня мы лишь пожинаем трагические его плоды. И более того, с еще большим сожалением можно констатировать, будем продолжать пожинать…
Выявленный факт по отсутствию квалифицированного персонала в одночасье все не исправит. Для того чтобы подготовить первоклассных специалистов в этой области, нужно как минимум пять лет. И не тех пять лет, которые есть сегодня, а усиленной и профессиональной подготовки, чтобы и теоретическая и практическая части были, что называется на высоте.
А для того, чтобы это произошло, государственным чиновникам нужно в корне пересмотреть всю свою политику в этом вопросе.
С одной стороны позиция государственных чиновников понятна. Курсанты, будущие летчики, заканчивая обучение за государственный счет, прямиком отправляются трудиться в частные авиакомпании, где своими знаниями начинают приносить деньги в частные карманы. Поэтому характер обучения, который сложился в нашей стране можно кратко охарактеризовать, как пренебрежительно-поверхностный.
Но с другой стороны, своей пассажирской авиации у государства практически нет. А это значит, что все граждане Российской Федерации и ее гости вынуждены пользоваться услугами частных авиаперевозчиков. Так как альтернативы, особенно по внутренним рейсам, у нас нет.
И здесь государству, если у него, конечно, есть желания прекратить эту трагическую тенденцию, либо взяться с радикальными мерами за реформу упомянутого выше профильного образования, и в дальнейшем дать возможность таким образом повысить уровень профессионализма летного состава и, как следствие, снизить количество катастроф.
Либо, что в данной ситуации является наиболее приемлемым - вернуть пассажирский рынок авиаперевозок, и всю сопутствующую отрасль, в свои руки.
В первую очередь это позволит вернуть образовательный процесс в оправданно высокопрофессиональное русло. Готовить за свой счет пилотов для собственных нужд, это не одно и тоже, чем готовить пилотов за свои деньги насторону.
Во-вторых, данное обстоятельство дало бы возможность навести в отрасли порядок, которого нет здесь уже более десяти лет.
Ну, и, в-третьих, это бы позволило популяризировать рынок пассажирских авиаперевозок. А следовательно, настроиться на высокую и регулярную прибыль.
Как? Охотно объясню.
Все дело в том, что сегодняшний рынок авиаперевозок - это масса всячески компаний, которые, так или иначе, кормятся в этой отрасли. Аэропорты - в одних руках. Навигационная служба в других. Заправщики - в третьих. Сами самолеты и обслуживающих их персонал - в четвертых. В результате всего этого, особенно первых трех, складываются цены на услуги авиаперевозчиков, а также комфорт и, как прямое следствие - безопасность будущих полетов. Ведь если авиаперевозчик никому не должен, то ему везде зеленый свет. Если же он задолжал, то ему могут отказать в каких-нибудь необходимых услугах и тогда что-нибудь пойдет не так… Как, например, необработанный антиобледенительным реагентом ATR-72 авиакомпании ЮТейр, из-за чего произошла катастрофа и погибли люди.
Были деньги на этот реагент, или нет? Сейчас уже не важно. Важно то, что на безопасности людей некоторые люди весьма хорошо наживаются и берут за обработку одного самолета более тридцати тысяч рублей. В результате это очень сильно бьет по карману авиаперевозчика… Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Подведем итог. Сегодня самолеты в России падают не только по вине неопытных пилотов, но и по вине царящего в этой отрасли бардака - виной которому попустительство со стороны государства. Несмотря на то, что наша страна на всех парусах мчится в капиталистическое общество, перевести в одночасье все и сразу на нужные рельсы никогда не получится. И пока мы еще больше не наломали дров окончательно, пора возвращать кое-что обратно. В том числе и рынок авиаперевозок. В конце концов, это очень прибыльный бизнес и владеть им на государственном уровне - весьма неплохо.
Источник