Запрет мобильных телефонов в школах: почему, зачем и как?

Aug 20, 2024 15:46



С 1 сентября в России вступает в силу закон, запрещающий использование мобильных телефонов на уроках. Вполне закономерно, что многие родители и дети, кто привык так или иначе пользоваться телефоном всегда и везде, столкнутся с трудностями. Не меньшие трудности ждут и школы, которым придется этот запрет исполнять.

Мы много писали об этом, а теперь решили собрать все материалы в помощь как родителям, так и школам.

Почему вводится запрет?

Мобильные телефоны и смартфоны с нами уже достаточно давно, чтобы можно было оценить их влияние на людей вообще и на детей в частности. Еще на заре использования мобильных телефонов шли споры по поводу вреда от радиоизлучения, и сейчас этот вопрос не закрыт.

В то же время опосредованный вред - от бесконтрольного доступа детей в интернет и соцсети исследован достаточно полно, чтобы сделать выводы об опасностях, которые школьникам грозят. Первый и самый очевидный в контексте школьного запрета риск - это отвлечение от учебы.

Доказано, что даже просто лежащий рядом смартфон или телефон мешает сосредоточиться на главном деле, его же использование значимо снижает концентрацию на основной задаче даже у взрослых. Таким образом, запрет мобильных телефонов - логичный и правильный шаг к повышению успеваемости школьников.

Чем младше ребенок, тем больше вред и тем сильнее зависимость, которая, по мнению ученых, оказывается сродни наркотической. К тому же постоянное потребление материалов, в которых преобладают не тексты, а примитивные ролики и картинки, сильно оглупляет даже взрослых, блокируя аналитическое мышление как таковое. У детей же тормозится умственное развитие, что и наблюдается, в частности, в виде понижения образовательных результатов (у нас это не так заметно из-за постоянных манипуляций с ЕГЭ).

Между прочим, премьер-министр Новой Зеландии Кристофер Люксон заявил повышение успеваемости новозеландских школьников одной из главных задач своего правительства. А одним из первых шагов по повышению успеваемости стал как раз запрет мобильных телефонов.

Но телефоны вредят не только умственному развитию. Начиная пользоваться соцсетями, дети сталкиваются там с травлей, мошенничеством, вымогательствами. Ведь соцсети позволяют скрывать личные данные, включая возраст.

И многие взрослые преступники, пользуясь своими преимуществами в уме и опыте, уже не раз наносили вред детям и их родителям. Например, не раз случалось, когда взрослые мужчины притворялись в соцсетях детьми, чтобы обмануть других детей и заставить их плясать под свою дудку.

Известны случаи, когда это заканчивалось трагически, вплоть до самоубийства. Но в соцсетях детей поджидают не только извращенцы. С началом конфликта на Украине за детей в соцсетях активно взялись сотрудники вражеских военных структур.

Они занимаются вербовкой детей, склоняя их нанести вред своей стране и согражданам. В Белоруссии про это даже сняли фильм.

Опыт других стран

Важно отметить, что проблема вреда мобильных телефонов детям стоит не только в России. Богатые западные страны столкнулись с этой проблемой еще раньше, и в настоящее время одна за другой так называемые «развитые страны» вводят запреты мобильных телефонов в школах, либо обсуждают их.

Поскольку очевидный вред исходит даже не от самого мобильного телефона, а от соцсетей и мессенджеров, которые можно запускать не только на смартфоне, во многих странах обсуждаются или уже вводятся также запреты на соцсети для детей. А родители в некоторых странах пытаются судиться с владельцами соцсетей, добиваясь компенсации за вред, нанесенный их детям.

Фактически все страны англосаксонского мира так или иначе пытаются оградить своих детей от соцсетей. В США отдельные штаты обсуждают или уже запретили мобильные телефоны в школах, в некоторых действуют ограничения для детей на посещение соцсетей. Запреты вводятся и в соседней Канаде.

Про опыт Новой Зеландии мы уже написали выше. Но еще до запрета «сверху» некоторые школы ввели его самостоятельно.

Дотошные британцы изучают вред и планируют отказываться с опорой на научные данные. Так же поступают в Норвегии, где отказ от смартфонов позволил повысить средний балл.

В Китае, как обычно, действуют стремительно и радикально, разбивая смартфоны нарушителей режима на глазах у всех остальных школьников.

А в целом, по данным ЮНЕСКО, запреты в той или иной форме действуют почти в четверти стран мира.

Что показательно, при правильном подходе такие запреты встречают не сопротивление, а поддержку детей. Что за рубежом, что у нас.

Как реализовывать запрет?

Это самый сложный вопрос. Наши законодатели, введя запрет, не предусмотрели механизмов его реализации. И это, можно сказать, не случайно.

Проблема связана с тем, что телефон - это частная собственность, и по закону ее нельзя просто так отчуждать. И тут что Россия, что другие страны - все сталкиваются с этими проблемами.

Возможно, немного проще к этому подходят в Китае, но нам этот опыт вряд ли пригодится. Фактически, везде предлагаются те или иные меры изоляции смартфонов от их владельцев.

В простейшем случае - это ящик в классе, в который все школьники складывают телефоны до начала урока, а в конце - забирают. Чуть более продвинутый вариант - это шкафчики с запирающимися на ключ отсеками, вроде шкафчиков при входе в магазины.

Один из наиболее продвинутых (но и дорогих) вариантов - это специальные чехлы с замками, в которые запирают телефоны при входе в учебное заведение. Владелец телефона носит его с собой, но открыть чехол и воспользоваться телефоном не может.

Однако все эти меры действенны только в случае, если все, начиная от персонала школы и заканчивая школьниками и их родителями, понимают и принимают вводимые меры. Причем именно все или, во всяком случае, подавляющее большинство.

Иногда родителям и учителям удается договориться о таких мерах без всяких законов. Наиболее известен пример ирландского города Грейстоун, где родители всего города договорились о моратории на смартфоны в школах. Но и в российских школах или отдельных классах отказ от смартфонов реализовывался и раньше.

При этом критически важно, чтобы все родители понимали важность такого шага для развития их детей и действовали заодно со школой. Ведь, кроме всего прочего, вред детям смартфоны наносят не только в школах, но и за их пределами, а значит, и защищать детей надо не только в школах.

А кто кроме родителей может лучше всего защитить своих детей от опасности?

Источник

Информационно-психологическая война, образование, Социальная война, Школа, Цифровизация, Россия, Дети

Previous post Next post
Up