В книге А. Андреева "Магия и культура в науке управления" есть раздел, который называется "Образы Разума и Дурак". В нём описывается механизм влияния культуры на наши образы действия.
Ниже приведены выдержки из этого раздела. Схемы мои.
"... Как это видно из рассказов о взаимодействии и дееспособности, все упирается в способность или, точнее, неспособность создавать нужные Образы действия.
Образы действия - это тот материал, из которого состоит все, что мы делаем. Точнее, то, что заставляет нас делать то, что мы делаем.
Дурак же - это и то, что мешает делу, что может сломать любое дело, и тот, от кого считается необходимым построить защиту. Чтобы защищаться от дурака, нужно хоть немного знать, что он такое.
Дурак - слово бранное. Значит, придётся поговорить о Материке и материковой брани. Брань по-русски - это сражение, битва. Материковая или матерная брань - это сражение за Материк или за Свою землю, которой оказывается твой собственный Разум. А значит, то, что ты осознаешь собой.
Вероятно, ни Разум, ни его основание (Материк), состоящее из образов простейших взаимодействий, не являются окончательным «Я». Вряд ли познание себя заканчивается на них. Многочисленные примеры пребывания людей не в разумных, а в стихиальных состояниях показывают, что за материком ещё есть что изучать. Однако определённо то, что, не познав сначала своё Мышление как отражение в сознании человеческого общества, а потом Разум как отражение природы, мы к стихиальным состояниям не проходим.
Образ действия-это своего рода пространство, в которое некая сила, носившая у мазыков наименование Охота, втягивает наше сознание, заставляя двигаться и тем самым действовать. Следовательно, если вопрос стоит об определённых действиях, о достижении определённой цели, то мы должны говорить о воплощении определённого образа, который предпишет нам, какие шаги надо сделать для его воплощения.
По сути, мы не имеем никаких других видов образов, кроме Образов действия и Образов миров, даже если это всего лишь образ вещи, игры или взаимоотношений. Образами миров, как вы помните, занимается Начальник, а образами действий - Руководитель или тот, кто обучает людей жизни в мире предприятия. Что же может означать страх перед изучением взаимодействия и дееспособности, который бывает у одних, или же тупое застревание на частных действиях в ущерб целому и главному, у других?
Одно из двух: либо люди не умеют строить образы действия, либо они не умеют строить и видеть Образы миров. Если, конечно, не рассматривать третьим случаем неумение строить образы вообще. На самом деле последнее невозможно. Способность строить образы от нас не зависит. Это данность нашего Разума, связанная со способностью восприятия. Иначе говоря, образы создаются механически при восприятии Мира.
Следовательно, вопрос не в умении создавать образы, а в умении их использовать и в умении строить из них более сложные, а ещё точнее - нужные образы.
Нужные образы - это всегда новые образы. Если он у тебя уже есть, он никогда не ощущается нужным. Ты используешь его как образец, не успевая задуматься. Образ ощущается нужным, только когда его нет или не хватает. Тогда мы начинаем говорить о том, что нам не хватает знаний или умений и задумываемся о том, где их взять.
Следовательно, первая задача учебного курса по изучению работы Разума с образами - создавать такие условия, чтобы ученики чувствовали себя дураками!
Вот так все странно в перевёрнутом мире, если хочешь прийти к себе. Однако основное учебное пособие по курсу волшебства - народные сказки, - если вы вспомните, тоже начинает с этого условия. Вначале был дурак!
Дурак - это человек неразумный, без разума, не homo sapiens. Дурак - это основное ругательство, которое использует человечество. Оно даже не воспринимается особо грубым или запретным, потому что вместе с ним пришлось бы запретить основную часть всей человеческой культуры. Битва против Дурака за торжество Разума ведётся на протяжении всей человеческой истории всем человечеством без исключения и перерывов. По-русски она может быть названа Великая Брань.
Но Разум - это всего лишь способность сознания создавать нужные для выживания образы. Следовательно, дурак - это человек, у которого отсутствуют нужные Образы действия или мира. Просто отсутствие Образов действия - это ещё полбеды. Их можно быстро создать, но вот когда отсутствует сама инструментальная мастерская - основа, на которой и из которой они создаются - тогда дурак становится круглым.
Ребёнок, придя в Мир, долгое время, первые 2-3 года целиком, занят изучением мира во всех его годичных видоизменениях. Изучает он его, можно сказать, собственным телом, хотя точнее было бы сказать, сознанием. Он бьётся, трётся, гладится, трогает, двигает все и обо все, что встречает. В итоге он познает плотности и пустоты, жар и холод окружающего мира, которые скрываются за внешним видом вещей и предметов. Иначе говоря, ребёнок собственным телом вступает в простейшие взаимодействия со всем окружающим миром во время всех годичных изменений. И они все откладываются образами восприятия в его сознании.
Но поскольку, как считает традиционная русская культура, сознание есть все, в том числе и тело есть лишь створожившееся сознание, большая часть этих первообразов земли хранится как бы прямо в теле. А точнее, в уплотнившейся части телесного сознания, которая соответствует плотности Матери-женщины и Матери-земли и зовётся поэтому Материком. И как на материке Земном нарастает почва и делаются постройки, так и на материке человеческом строятся все последующие личностные особенности и человеческая культура вместе с общественной психологией.
Что же такое в таком случае дурак? Это просто человек, у которого не записана в материк какая-то существенная часть мира, то есть отсутствуют образы взаимодействия с этой частью мира. Соответственно, у него и нет возможности построить из этих образов-первокирпичиков какие-то образы действия или Образы миров. Но возможно ли такое, что у кого-то отсутствует запись на материке какой-то части мира? Скажем, ребёнка так берегли, что не дали вовремя познакомиться со снегом? Не дали вовремя - познакомится потом. Оттого, что негры не знают снега, они не становятся глупее, они просто не знают снега. Дурак же снег знает, но будто бы не знает его.
Вот это вот «будто бы» и объясняет самую сущность дурака. Тот, кто просто чего-то не знает, ещё не дурак. Он просто не знает, и его надо научить. Но вот тот, кто не может научиться или знает, но ведёт себя, будто бы и не зная, тот дурак. Как же это может быть?
Мазыкская психология называла такой отказ учиться или же упорное «будто бы не знание» мразью. А означает это то, что в Образе мира словно бы вымораживается какой-то участок образов взаимодействия с миром. Вымораживание, замораживание и есть мразь, мерзость, которую ощущали как замёрзшую грязь. Попробуйте представить себе замёрзшую грязь, но замёрзшую до такого состояния, что если её раздавить голыми руками, она потечёт, обмораживая тебе руки и царапая льдинками. Кусаясь, как говорили. Мразь - это не просто отупение, это злобное отупение. Мразь всегда кусается, вероятно, потому, что она противоположна жизни и пытается её убить. В словах «мразь», «мерзость» явно просматривается тот же корень, что и в словах «смерть», «мор», «Мара».
Мразь и мерзость, как и дурак, одни из основных бранных слов. Бранных - значит, слов брани, слов войны. Иначе говоря, любая брань есть война, есть битва, даже если она ведётся лишь в слове.
Старики Тропы называли брань языком Огня, Огнём. И это очень логично. Потому что сутью настоящей брани является ярость, природа которой ощущается огненной. А что может справиться с выморозками разума, мразью, как не огонь? Тут, правда, надо сделать примечание. В современном быту ярость стала почти синонимом ненависти и воспринимается как состояние отрицательное. Это неверно. Ярость - состояние чистое. Вдумайтесь. Оно одно и то же как при яростной брани, так и в бою или же в творчестве. Ярость не имеет никаких личностных оттенков, она всего лишь огонь, чистый и настолько сильный, насколько ты способен его пропускать. И с его помощью можно как сжигать, так и творить или спасать.
При этом, поскольку огонь ярости сам по себе не имеет никаких личностных оттенков, язык огня - матерная брань - оказывается самым точным, а значит, магическим языком. Приглянитесь к бранящимся матерно, и вы увидите, что матерная брань никогда не бывает случайной. Она всегда поразительно точна. И если тебя приложили матом, вглядись в себя, и ты обнаружишь, что это было за дело. Всегда! Матерная брань мимо не бьёт! И если кого-то матерно бранят, значит, у него мразь на материке, значит, ему восстанавливают разум и изгоняют круглого дурака. Простого дурака просто называют дураком, не переходя к Огню, то есть матерной брани, и учат.
Матерная брань указывает не только на отсутствие образов, но и на отсутствие способности или желания учиться - это и есть мразь - замёрзшая грязь разума. А грязь - это такое вещество, которое формы не держит, то есть образов не принимает. Сколько из неё ни лепи, она опять растекается. Да при этом ещё отнимает жизнь работающего, потому что холодная. Попробуйте полепить что-то из промёрзшей грязи.
Следовательно, мразь - крайнее состояние дурака - вещь опасная для жизни на земле, враг действительный. И вся эта битва Разума, Великая брань ведётся человечеством не случайно. И мат звучит над планетой вполне оправданно, защищая нас, наших детей и наше будущее от крадущей жизнь глупости. Если мы захотим вглядеться в это мифологически, то внезапно погрузимся в те состояния, которые описываются в древнейших книгах человечества, составленных ещё мудрецами - риши, как, например, Веды.
Бесконечная битва со злыми духами, бхуттами, похищающими нашу жизнь, здоровье, силы, гобино-благополучие, - это, в первую очередь, битва с мразью и глупостью. И мы с вами в неоплатном долгу перед этой самой изгоняемой и порицаемой матерной бранью, которая, слава богу, живёт пока и не сдаётся, очищая мир от скверны, выжигая в нем зло.
Конечно, такой взгляд на брань многим покажется не только неожиданным, но и достойным осуждения. Не спешите, а сразу приглядитесь к тому, что в вас изготовилось осуждать. Это мерзкая штука. Сейчас она закричит о приличиях или просто заткнёт уши. Она даже слышать не может этих слов, не то что их говорить. Кстати, примерно, как и видеть половые органы. Правда? А ведь это то, что дало нам жизнь, а?
О продолжении жизни нельзя говорить прямым языком - это запрещено общественной нравственностью. Проще говоря, не принято и осуждается. Иметь правила приличий выгодно самому обществу, то есть всем нам и каждому в отдельности, чтобы все были управляемыми. Иначе - страшно! Иначе - непонятно, как жить рядом с этим зверем по имени «человек»! И нам надо понять, что в основе приличий лежит простейшее понятие - запрещать надо именно то, что невозможно не нарушить. Тогда ты - постоянный нарушитель, а значит, постоянно виноват. А это значит, что в битве, которую ведёт общество, чтобы сделать тебя управляемым, в твой тыл забрасывается десант.
Как только в тебе поселяется вина, ты непроизвольно сбрасываешься в тот возраст, в котором за вину били, а ты был так слаб, что вынужден был покоряться. Тот маленький ребёнок, которого многие годы приучали жить сломленным, просыпается в тебе и овладевает твоим сознанием. И ты в своей битве с обществом избираешь сдаться. И «битва с обществом» - не пустые слова. Любое нарушение приличий - это попытка выйти за те рамки, которые старики мазыки называли стойлом. Это попытка обрести свободу. Приличия - это то, что при лице, которое нельзя терять. Исследования антропологов XX века определённо показывают, что потеря лица означала рабство. Самое настоящее рабство за потерю лица или чести.
Но раз лицо можно потерять, значит, оно не лицо, а личина, маска, ящик, разрисованный знаками покорности. И любой встречный внимательнейше следит за правильностью исполнения этих заклятий и с наслаждением бьёт за их нарушения. Мы сами и рабы, и тюремщики... Половые органы - это неприлично. Естественный запах - неприлично. Жизнь большей частью тоже... Так же и Брань.
Но неприлично - это значит всего лишь не в ящике, не в стойле. Неприлично - это там, где жрут, срут, размножаются! Неприлично - это там, куда сбегают, чтобы не задохнуться и не подохнуть. Глотнул живого воздуха - и обратно в мундир! Обратно в ящик! Пока место не заняли. Приличия - это способ умереть спокойно. Но там, где идёт битва за жизнь - на войне или на поле - люди забывают о приличиях. И им это прощается.
.. Анекдот!
«- Дочка, ты опять рассталась со своим парнем ? - Он знает слишком много неприличных песен, мама!
- Что, он так прямо их при тебе и пел?!
- Нет... Но он их все время насвистывал!»
Раз мы все всё знаем, значит, плохо не знать, плохо - произносить или делать! Заметьте, тому, кто не произносит нехорошие слова, надо знать их лучше, чем матерщинникам. Матерщинник-то их лепит, не задумываясь, а ты все время должен их помнить и следить за собой, чтобы случайно не вырвалось, это раз, а во-вторых, следить за окружающими, чтобы тут же показать им своё отрицательное отношение и что ты не такая! Пусть не думают!
Значит, вопрос не в том, чтобы знать и владеть, вопрос в том, чтобы не дать себя ударить за знание и владение. Следовательно, матерная брань не плоха и не хороша - она осуждаема! Она делает тебя уязвимым. А ты не хочешь боли. Сама по себе она всего лишь называет какие-то вещи своими именами. И вещи важные, без которых не обойтись. Раз все люди, всё человечество так или иначе используют брань в своём каждодневном общении, значит, она передаёт что-то жизненно важное. И это надо изучать, а не скрывать. По крайней мере, тому, кто хочет прийти к себе.
Что же касается дурака, то ясно видно, что вопрос не в отсутствии нужных образов простейших взаимодействий. Тут придётся поговорить, условно говоря, о психологической механике этого явления. Когда американский негр попадает в Россию на мороз, он тут же научается носить шубу и шапку. Иначе говоря, добавляет к. Образу мира недостающие образы.
Дурак же не может добавить к своему Образу мира того, чего не знает или не имеет как раз потому, что оно у него уже имеется. Внутренняя механика разума, использую пока это всем понятное слово «механика», проверяет Образ мира на соответствие действительному миру и говорит: данная часть мира в образе отражена верно, добавлять нечего! А дурак остаётся дураком. Это значит, что образы есть, но они перекрыты каким-то запретом и их нельзя использовать. Этот запрет и есть основа Мрази. Называется он в народе Проклятием.
И единственное, что можно и нужно тут делать - это восстановить этот участок разума. Как?
Погрузив человека снова в то детское состояние знакомства с миром, когда он собирал эти образы простейших взаимодействий, и выявив через это, как, когда и какое проклятие на него наложено. Проще сказать, человека надо заставить делать как раз то, что он делать не может или не умеет. Человек разумный может все, что необходимо для выживания на земле, просто по определению, то есть исходно. И сразу, не учась. Просто потому, что он живёт и он разумный. И точно так же, без напряжения он может научиться всему более сложному сам с одного взгляда, если оно лежит в рамках обычной культуры.
В нашем обычае, в нашем быту, который отлажен и доведён до совершенства за тысячелетия жизни в определённых земных условиях, нет ничего, что бы превышало человеческие возможности, точнее, естественные возможности человеческого Разума. Если человек подходит к крестьянскому делу и, поглядев на него, не может выполнить, значит, на нем лежит проклятие, которое является помехой и должно быть снято очищением. Осознавание в таком случае оказывается обнаружением и возвращением к использованию закрытых проклятиями участков Разума или образов, из которых эти участки состоят... "