Про понятие образования..

Jan 20, 2009 22:43

Отрывок из мастер-класса С.В.Попова "Обсуждение работы с понятиями", 2002г., ВШЭ.

"... С.В. Воспитание - это воспитание, неверно ни то, ни другое. Образование отличается от обучения, воспитания, это совершенно другая конструкция, для чего она была сделана?
...
С.В. Ну зачем появилось понятие образования, отдельное от обучения, подготовки, воспитания и прочих разных вещей

Н. Ну если по этимологии, то соответственно идет от образа Бога и выращивание в себе…

С.В. Вот это и есть понятие образования, вот этим оно и отличается от воспитания. Воспитание - это приспособление к существующему положению дел, чтобы человек был воспитан в соответствии с теми правилами, которые сейчас в обществе есть. Обучение, это что такое? Обучение определенным видам деятельности. Резать, возить там, не знаю, точить, или еще что-то, писать. Подготовка, это подготовка к определенному виду деятельности. А образование что такое? Образование это как раз совершенно другая конструкция, которая призвана выращивать в человеке некое целостное представление о мире и том, какое место он там занимает. Отсюда вот эта вот конструкция образа. Доведение до целого. И, собственно, понятие образования, ведь там специально обсуждается про немецких романтиков и прочее. Зачем им понадобилось вот это образование то?...

С.В. Это же видно, подождите, я не очень понимаю почему Вы не видите прямо из конструкции, как бы не хватает пока понятийной чувствительности. Вот смотрите, берем понятие образования, на самом деле, там это все содержится. Первое, что мы говорим, что оно отличается от обучения, воспитания, подготовки и аналогичных вещей, которые еще можно назвать. Вот чем оно отличается? Обучение - есть конкретная деятельность, есть человек и его обучают этой деятельности. Воспитание, есть определенные нормы и правила в обществе, человека надо воспитать, чтобы он был таким же как все и, соответственно был воспитанным. Подготовка то же самое. Чем отличается образование, зачем там образ то? и понимание целого? Сделайте логический вывод, чем отличается человек в первом случае и во втором?

- Образование - сам себя образовывает.

С.В. Конечно, вот следующий логический вывод, который отсюда следует и это отличает образование, то есть образованный человек может жить сам по себе и мир вокруг себя организовывать, почему там романтики, собственно. Идея то в чем состояла, чтобы человек сам в себе жил. Чтобы он жил в своем внутреннем содержании, а не внешними обстоятельствами, которые задаются в этом случае, правильно? То есть, чтобы у него были ориентиры собственные, а не внешне заданные..."


"... С.В. Так расскажите, как появляется понятие, и что в него входит, что не входит. Я вот только что объяснял разницу, можно даже нарисовать такую картинку, схему. Вот смотрите, давайте изобразим. Вот это плоскость, на которой лежат предметы, вот это плоскость, на которой способ их получения, нас что интересует? Нас не интересует, что получилось в качестве результата у Гадамера, почему нас это не интересует?

- Это его экскременты.

С.В. Правильно, нас экскременты его не интересуют. Кое-что Вы усвоили. Потому что Гадамер сделал это и сделал, молодец, книжку написал, памятник ему поставили. Ваша задача в чем состоит? И по отношению к другому или этому понятию суметь воспроизвести и самому уметь производить эти экскременты. Поэтому нас что интересует, нас интересует способ работы с понятием, который здесь заложен, запечатан, а не результат.

Н. Нет, а я как раз воспринимал это как результат для того, чтобы …чтобы к Коменскому перейти, понять где он существует.

С.В. Нет, ну поймите, тогда у Вас получится среднего уровня диссертация, тогда идите в другое место. У Вас получится диссертация примерно под таким названием: «Если взять и применить понятие, которое сконструировал Гадамер к Коменскому, то получится вот это».

С.В. … в том, чтобы научиться работать с понятиями, а это означает: их выявлять, анализировать, конструировать, если удастся. Чтобы у Вас появилось понятие, а не знание про то, что сделал Гадамер. У Вас понятие появилось понятие образования?

Н. Нет

С.В. Ну так давайте, восстанавливайте. На самом деле, это одна из уникальных книжек, где просто написано как вот это понятие образования становится, появляется и что в него привносится и каким образом оно дальше развивается.
Как это сделать? Первое, ответьте на вопрос, давайте будем по школьному. Зачем понятие образование, для какого явления оно появилось?

С.В. Воспитание - это воспитание, неверно ни то, ни другое. Образование отличается от обучения, воспитания, это совершенно другая конструкция, для чего она была сделана?
...
С.В. Ну зачем появилось понятие образования, отдельное от обучения, подготовки, воспитания и прочих разных вещей

Н. Ну если по этимологии, то соответственно идет от образа Бога и выращивание в себе…

С.В. Вот это и есть понятие образования, вот этим оно и отличается от воспитания. Воспитание - это приспособление к существующему положению дел, чтобы человек был воспитан в соответствии с теми правилами, которые сейчас в обществе есть. Обучение, это что такое? Обучение определенным видам деятельности. Резать, возить там, не знаю, точить, или еще что-то, писать. Подготовка, это подготовка к определенному виду деятельности. А образование что такое? Образование это как раз совершенно другая конструкция, которая призвана выращивать в человеке некое целостное представление о мире и том, какое место он там занимает. Отсюда вот эта вот конструкция образа. Доведение до целого. И, собственно, понятие образования, ведь там специально обсуждается про немецких романтиков и прочее. Зачем им понадобилось вот это образование то? ...

С.В. Это же видно, подождите, я не очень понимаю почему Вы не видите прямо из конструкции, как бы не хватает пока понятийной чувствительности. Вот смотрите, берем понятие образования, на самом деле, там это все содержится. Первое, что мы говорим, что оно отличается от обучения, воспитания, подготовки и аналогичных вещей, которые еще можно назвать. Вот чем оно отличается? Обучение - есть конкретная деятельность, есть человек и его обучают этой деятельности. Воспитание, есть определенные нормы и правила в обществе, человека надо воспитать, чтобы он был таким же как все и, соответственно был воспитанным. Подготовка то же самое. Чем отличается образование, зачем там образ то? и понимание целого? Сделайте логический вывод, чем отличается человек в первом случае и во втором?

- Образование - сам себя образовывает.

С.В. Конечно, вот следующий логический вывод, который отсюда следует и это отличает образование, то есть образованный человек может жить сам по себе и мир вокруг себя организовывать, почему там романтики, собственно. Идея то в чем состояла, чтобы человек сам в себе жил. Чтобы он жил в своем внутреннем содержании, а не внешними обстоятельствами, которые задаются в этом случае, правильно? То есть, чтобы у него были ориентиры собственные, а не внешне заданные.


С.В. Подождите, мы про понятие говорим. Вот качество образованности по понятию, оно берется тогда, когда у человека каким-то образом, пока мы не обсуждали, понимается собственное видение и понимание целого в жизни… Если религиозное воспитание, то это прямая конструкция - образ Бога, который в человеке. Этот образ Бога должен быть правильным и присутствовать в человеке. И тогда он ему говорит, что ему можно, а что нельзя делать. Что происходит в светском образовании, это отдельная песня, за счет чего задается понятие целого…

Н. Что касается светского, у того же Коменского, это то, что весь мир познаваем как таковой, что все можно узнать и понять и поэтому как раз образование задает рациональное устройство мира, это опирается на научное знание.

С.В. Ну да, вот он на переломе и находится. То есть оказалось, что он настолько развил вот эту религиозную, что можно было бы теперь переносить и стали ее переносить на светское образование. Но структура осталась, а какая структура осталась? Возможно понимание целого и вот это было, стремление к пониманию целого, это и есть сущность образования, в отличие от обучения ремеслам, где не требуется понимание целого, а требуется понимание как пришить кожу к ботинкам, к подошве, вернее.

- Сергей Валентинович, а что такое понятие целого, понимание целого?

С.В. Ну и как оно вводится? Не ко мне вопрос, к докладчику.

Н. Вводится у Гадамера оно следующим образом: что есть человек, есть его понимание, а есть чужое, что не является его…

С.В. Как это? Он же рождается, у него нет ничего, значит он что-то приобретает, что-то становится его, а что-то не его…

Н. Здесь, вот с воспитанием, например, у Гадамера есть, что человек, когда он приходит, он чистый и постепенно он воспринимает это чужое, является в том числе нормами, культурными нормами и т.д., он их каким-то образом принимает и каким-то становится…

- Получается, вопрос как формируется его…. Не понятно, что значит в целом?

С.В. Не меня спрашивайте, вот докладчик есть. …Так, Антон, давайте, значит вы подумайте, Надо на самом деле не пересказывать то, что Гадамер написал, а схему понятия зарисовать, отличить от разных других вещей и дальше уже отвечать на вопросы такие, как Оля задает. «А чем же задается целое?», если не религиозное образование.

Н. Не религиозное, соответственно пониманием всех процессов, устройством всего…

С.В. Каких процессов, откуда это там берется?

Н. Из науки…

С.В. Из науки оно точно не берется. Причем, это настолько понимают все и до сих пор понимают… что есть такая история, один человек мне рассказывал. Он лечился, лежал в больнице, аппендицит ему вырезали, а рядом с ним лежал другой. Было это давно, когда еще существовали, еще жили люди дореволюционные. У него сосед по койке был студент МАИ, авиационного института, как раз после войны. Приходит к ним старенький профессор-медик и говорит, ну молодые люди, какое образование получали? А они с такой гордостью, «Я, говорит, с физфака МГУ», а другой говорит «Я из МАИ». Говорит: «Нет, я Вас про образование спрашиваю» Они не отвечают потому что и то, и другое, это ремесла, профессии. И он им объясняет: «Я, - говорит, образование получал, я закончил историко-филологический факультет, а потом получил ремесло, медициной занялся». Понятна разница? Вот один из вариантов это понимание истории, образования. История дает целое, надо еще выделить в разные эпохи разное задает, разное задает вот это целое.

Н. А это связано с картиной мира и онтологией?

С.В. Ну, наверное связано, наверняка даже связано. Нет, почему, если для религиозного человека, собственно устройство мира, определенное, вот если он его видит, он получает образование, а внутри этого образования он может получать отдельные специализации... Вот, например, Спиноза был великим философом, а чтобы ему никто не мешал в жизни он нашел себе профессию - полировал стекла, оптические приборы. Поскольку это высокооплачиваемое заняите, то он немножко занимался, продавал, а в остальное время писал свои философские работы, вот Вам и разница, то есть шлифовка стекл, линз всяческих, это не образование, это ремесло, за которые деньги платят. За образование, как правило, никто ничего не платит. Поэтому разным задается, вот это надо, собственно, реконструировать. Вот это один из ответов на Ваш вопрос. И отвечать на вопрос следующим образом - каким образом целое в разные эпохи задается и, например, очень интересный вопрос, чем сейчас должно задаваться, это целое, как сейчас должен получаться образованный человек, а не подготовленный, воспитанный или обученный.
Но для этого надо восстановить всю схему, не рассказывать про то, что… чем закончил Гадамер, а восстановить всю эту струкутру. И про Канта понятно, почему он с задатками там появился. Поскольку Кант первый сказал, что дело не в том, чтобы людей обучить под определеннуую професиию, а дело в том, чтобы … у него задатки, у Канта, если Вы читали, задатки - это как бы такие зародыши всего возможного в человеке.

Н. Что в человеке изначально все есть и …

С.В. Да, как бы система возможностей, и развитие этих возможностей до того, что они могу осваивать мир в целом и, соответственно, человек может мыслит мир, вот это и есть образование.

Н. Практически, образование тогда ведь получается… навязывание некой картины миры.

С.В. В определенном смысле… не навязывание, скорее введение и включение его в эту картину мира, конечно.
...
Н. В советском союзе система образования или система обучения?

С.В. Системы образования практически не было. Больше того, даже специально… был такой конфликт в 20-е годы, так называемый конфликт между формальным образованием и материальным, и победило материальное. Обсуждался вопрос, например, мертвые языки, типа греческого и латинского преподавать или нет? Ну зачем людям греческий язык? Логику преподавать или нет? Ясно, что это формальное образование, его надо выкидывать. А как раз эти дисциплины формировали и формируют систему мышления, в том числе и понятийного, которое теперь отсутствует просто напрочь. Существует только предметное мышление, что вижу, о том и пою. Увидел, что из университета выпускают людей, значит это … и сущность.
...
С.В. Еще раз пройдитесь по Гадамеру и выясните как… У Гадамера нет, нет, что самое интересное, такого вывода и результата. Это Вы его придумали, потому что Гадамер, он герменевтик, он никогда такими глупостями не занимается, окончательными выводами, а формирует понятия. Так, спасибо... "

Целиком расшифровку мастер-класса можно посмотреть здесь.

образование, ММАСС, понятия, понимание, С.Попов

Previous post Next post
Up