В комментариях у коллеги развернулась любопытная беседа о природе депрессии и об одной из версий о природе депрессии как о гневе, направленном на самого себя. Был высказан постулат о том, почему эта версия не оправдала себя: по некоторым данным, если мы направляем внимание на гнев, мы просто начинаем злиться больше, а лучше нам не становится. People get angry, not better. Я высказал идею, что при присоединениюю элемента сознанности к эмоции гнева, на которой мы фокусируемся, может происходить качественный сдвиг, который не делает нас злее - наоборот, приводит к некоему новому пониманию и интеграции. Практики осознанности обычно ассоциируются не с направлением внимания на эмоцию, а, наоборот, с бесстрастным наблюдением со стороны. Тем не менее, это представление, на мой взгляд, несколько искажено. Пытаясь пояснить эту мысль, я так увлёкся, что решил написать отдельный пост.
Постулат на тему "get angry, not better" изначально в целом в духе эдакой позитивистской психологии, в которой надо обращать внимание только на то, что хорошо и правильно, чтобы "не подпитывать негатив". Думаю, найдётся немало экспериментальных подтверждений того, что этот принцип имеет весьма ограниченное применение.
Что касается осознанности - есть разные техники, и наблюдание, пожалуй, это самая известная. Но будет не совсем верно говорить о наблюдении как о каком-то универсальном способе справляться с эмоцией. Наблюдение это не способ копинга и не психологическая защита. Наблюдение со стороны - это лишь одна из техник осознанности.
Наблюдение не является тут самоцелью. Задача - развитие определённого качества проживания "Я", в котором "Я" обособлено от проживаемых эмоций, мыслей и других процессов. Если мы наблюдаем за чем-то в себе, мы выделяем при этом Я, которое наблюдает, и то, что наблюдаем. По мере практики это "Я" становится всё более и более чистым и спокойным процессом, который довольно трудно охарактеризовать словами. Далее, если мы несём в себе такое вот ощущение Я, то мы в состоянии проживать эмоцию, в то же самое время не идентифицируясь с ней и не будучи скованными её проявлениями. Мы можем наблюдать её в себе "как бы со стороны", но с ударением не на "со стороны", а на "наблюдать" - интересоваться и замечать весь процесс развития и проявления эмоции. Это отсылает нас к такому понятию как "ум новичка". В таком случае эмоция, будь то гнев или что-то другое, становится своего рода дверью в какой-то психический процесс, который её порождает и который мы можем раскрыть и осознать лучше. Это похоже на принцип "двойного внимания" в работе с травмой.
Недостаток осознанности приводит к тому, что мы либо начинаем отыгрывать эмоцию, либо начинаем избегать её проживания (наше любимое experiential avoidance, привет, ACT). Ни то, ни другое не помогает разобраться в сути происходящего.
Наблюдая за эмоцией и направляя на неё внимание, мы позволяем ей развиваться, а не блокируем её, но при этом не нуждаемся в том, чтобы её отыгрывать. Если исходить из того, что эмоция это коммуникативный процесс, мы можем развернуть для себя смысл этой коммуникации и действовать исходя из того, что поймём в процессе. В силу объектно-отношенческой природы нашего ума мы обретаем способность из позиции этого спокойного "Я" исследовать внутри себя всю объектную диаду, связанную с эмоциональным процессом, - грубо говоря, разные эго-состояния, разные внутренние процессы, ответственные за источник эмоции и за её адресат в самих себе. Тем самым мы фасилитируем коммуникацию между этими процессами и способствуем созданию другого качества отношений между ними, что меняет всю систему.
Получилось наукообразненько, но я старался =) В целом это, пожалуй, в духе ACT.