о деревенских людях и психотерапевтах

Jul 06, 2013 03:36

В последнее время вспоминаю семинар Джеффри и его воспоминания об Эриксоне.
Эриксон был великим стратегом, а стратегичность предполагает способность думать наперёд, прогнозировать и планировать. Анализируя его сеансы, многие из которых доступны в аудио, видео и текстовой форме, можно изумляться тому, как он в течение долгого времени мог подготавливать почву для интервенции, которая обеспечивала эффект терапии.

Откуда берётся эта способность? Ясное дело, есть врождённая предрасположенность, но многое мы приобретаем позднее. Эриксон родился и вырос в деревне, а деревенские жители во многом отличаются от горожан. И я тут вспоминаю собственное деревенское детство - хотя я не могу сказать, что вырос там, но в деревне прошла большая часть детства. И сейчас я начинаю по-настоящему понимать, насколько важна среда, в которой человек растёт.

В деревне жизнь движется совсем не так, как в городе. Горожане, особенно в таком мегаполисе как Москва, плохо себе это представляют, для них понимание деревенской жизни, как правило, тяготеет к категории "размеренно", а чаще - "тоскливо", "монотонно"... Но дело далеко не только в размеренности.

Сельчанин постоянно обращает взор в будущее. У него есть земля, которая требует бережного обращения и которой нужна постоянная забота. Для того, чтобы прокормить себя, сельчанину нужно распланировать, какие культуры и в каком количестве он будет выращивать. Нужно подготовить землю, внести удобрения, вовремя посеять, вовремя прополоть, вовремя полить, наблюдать, как всходят саженцы, защищать их от вредителей, - чтобы в соответствующее время собрать урожай, который будет кормить его до следующего сезона. Засевая поле, нужно знать, что на нём росло в прошлом году, чтобы получить хороший урожай, и строить определённые планы на следующий год - можно будет ли посадить на нём культуру, которой можно кормить скот, или которую можно пустить в пищу, или продать, или сохранить для других нужд. Сейчас уже не везде всё так сложно, есть удобрения, есть технологии, но раньше это было особенно важно.

Сельчанин живёт в постоянном осознании того, что результат его трудов будет позже, что есть цепочка событий, которые должны произойти, чтобы получился результат. Горожане не думают об этом: пошёл в магазин, купил, съел. И дело здесь не только в пропитании - мы живём в отрыве от природного ритма, от глубинного, бытийного понимания, что усилия дают результат не сразу, что для лучшего результата нужно уметь продумать, спланировать, рассчитать время и силы и подходящий момент.

Горожане вырастают в другом ритме - результат должен быть сегодня, ну максимум завтра, но, по-хорошему, должен был быть вчера. Отсрочка, затруднение, рутина воспринимается как преграда, вызывающая раздражение, помеха, которой не должно быть, а неудача - как провал. Но в жизни это зачастую напоминает анекдот про чукч, которые утром картошку сажают, а вечером выкапывают - потому что кушать хочется.

И я убеждаюсь в том, как важно ребёнку получить этот опыт - опыт общения с землёй, с природой, с растениями, с животными. Смотреть на то, как деревья зацветают, покрываются плодами - и наслаждаться этими плодами - как опадают листья и вырастают вновь. Видеть, сколько сил, сколько ежедневного труда вкладывается в обработку земли, в уход за растениями, за скотом. Наблюдать, как ранние всходы пропадают из-за внезапных заморозков, как урожай гибнет от паразитов, как вылупляются и растут цыплята, как изменчива бывает природа, даря центнеры яблок и вишни в один год и одно маленькое яблочко в другой. И верить, и убеждаться в том, что в следующем году всё вновь изменится, и гадать, чего будет в изобилии, а чего будет не хватать. Видеть, как рамки ульев постепенно заполняются мёдом, как бережно его собирают и оставляют часть пчелиной семье, которой ещё нужно будет пережить зиму. Видеть, как нежилые участки постепенно зарастают бурьяном, как старые дома, не знающие вот уже много лет руки человека, оседают и разваливаются, как в них поселяются птицы, осы, летучие мыши. Наблюдать, как под карнизом ласточки кормят своих птенцов, как птенцы вырастают и вылетают из гнезда. Осознавать, как ураган, или огонь, или вода может унести и разрушить накопленное и нажитое, и как можно вновь воссоздать всё это. И так изо дня в день, из года в год, всегда.

Не обязательно провести полжизни в колхозе - достаточно пожить в этой среде и быть открытым. Деревенские люди более эмоционально открыты друг к другу, и, в то же время, более недоверчивы к чужакам. Их не убедить обещаниями быстрой выгоды, быстрого урожая - они привыкли, что для результата требуется время и усилия, они умеют ждать и терпеть. Они умеют доверять и поддерживать в трудный момент, они умеют сплачиваться. И они умеют использовать всё, что преподносит природа, чтобы улучшить, укрепить, удобрить, обогатить.

И когда об этом думаешь, становится чуточку понятнее, почему Эриксон был так внимателен, так терпелив, так проницателен, почему он так любил людей и природу, откуда он научился наблюдать, выжидать и планировать. И становится чуточку понятнее, чему ещё можно научиться у своего прошлого. А на самом деле все эти навыки нужны каждому, кто хочет жить счастливо, сохранять контакт с природой и чувствовать себя свободным.

я так думаю!

Previous post Next post
Up