(no subject)

Oct 09, 2009 20:50


Как оказалось, больше всего мне нравится читать не самые увлекательные или стилистическо-изысканные романы, а истории жизни реальных людей. Знаменитых, гениальных или не очень, но обязательно проживших долгую, протянувшуюся через менявшиеся времена жизнь. И поэтому я жду не дождусь, когда наконец-таки выйдет книга воспоминаний Лилианны Лунгиной, чтобы еще раз прочитать и суметь рассмотреть уже все детали и подробности.
И не перестаю удивляться, почему, например, Борис Моисеев или Евгений Плющенко уже успели издать свои мемуары, а "Подстрочник" и его книжный вариант так долго не могли дойти до издателей. И вообще мне сложно понять, как можно писать втобиографическую книжку в 20 с небольшим, пусть даже ты и Олимпийский чемпион.
И одновременно ужасно жаль, что до сих пор не изданы, например, мемуары Евы Цайзель, хотя то, что они написаны, уже хорошо. В ноябре этого года ей, даст Бог, исполнится 103 (сто три!!!!!!!) года, а на ее фотографии или ролик с рассказами, который есть на youtube, могу смотреть долго-долго.



Ева Цайзель - дизайнер, всю жизнь занимавшаяся фарфором, стеклом, керамикой. Ее жизнь, вернее, первая половина этой жизни похожа на авантюрный роман.
Детство прошло в австро-венгерском еще Будапеште, в семье отца-фабриканта и мамы - преподавателя истории искусств Будапештского университета. Юность -в догитлеровском еще Берлине, где было и увлечение Баухаузом, и формалистические эксперименты (о, ее остроугольные сахарницы и сливочники той поры!), и безумные вечеринки с кузиной Анной Зегерс, и романом с Кестлером. А потом вдруг случилась настоящая любовь - Алексей Вайсберг, физик из Советской России и не испугалась, поехала с ним в Советскую Россию на каникулы - и осталась совсем. Здесь поначалу всё складывалось более чем благополучно: работа на Ломоносовском фарфоровом заводе у Суетина, возможность разрабатывать и запускать в производство все новые и новые формы сервизов, создание собственной мастерской на Дулевском заводе, а потом и вовсе руководство всей фарфорово-стекольной отраслью России. Ну а дальше, как и следовало ожидать - арест, обвинение в подготовке покушения на Сталина, полтора года в одиночной камере. А затем - неожиданная свобода и высылка из страны. 
Дальше никаких головокружительных поворотов в судьбе Евы Цайзель не наблюдалось, зато были десятилетия плодотворной работы в Америке и Европе, преподавание, счастливая семейная жизнь, новые эксперименты и новые формы. Правда, теперь эти формы становились все более и более женственными, подчиняющимися природным линиям и изгибам, и сама Ева говорила, что материнство изменило ее творчество. Которое, кстати, продолжается до сих пор: последние ее работы датиованы 2008 годом!
И очень хорошо, что ее мемуары пусть и не опубликованы, но хотя бы написаны. И что ее, рассказывающую, так же, как Лилианну Лунгину, успели заснять и сделать фильм.
А мне теперь очень хочется, чтобы у меня дома были обнимающиеся "котики" солонки-перечницы из ее "Города и деревни". Алеша, правда, запал на чашки с елками из сервиза "От тайги до постройки" из советского периода Цайзель: мечтает выпить из них чаю в своей северной заснеженной избушке. 


меамуры, женщины

Previous post Next post
Up