В США конкуренция трех общенациональных телеканалов привела к тому, что они в одно и то же время показывают одинаковые передачи: спорт, новости, детективы. Т.е. выбор вроде бы есть, но уж если мыльная опера, так по всем каналам сразу. Правда это или нет - американцам виднее, а в московском радиоэфире ситуация именно такова. Если вычесть общественно-политические "Эхо Москвы", "Радио России", "Радио 1" и "Орфей" с его классической музыкой, то невозможно сразу догадаться, какую станцию слушаешь.
В принадлежащем другой эпохе 1990 году были только две музыкальные негосударственные радиостанции: SNC (Эс-Эн-Си) и "Европа плюс". Первая давала рок, вторая - поп-музыку. Они, тогда средневолновые, находились в эфире рядом, но спутать их было невозможно. С тех пор появились новые станции, причем каждая при рождении претендовала на свое лицо: "РОКС" (103 МГц) - самый свежий рок; "101" (101,2 МГц и 1233 Кгц) - рок всех времен; "Максимум" (103,7 МГц) - свежайшие поп-хиты; уже упомянутая "Европа" (69,8 и 106,2 МГц) - лучшая поп-музыка "последних 30 лет". Но зачатки собственной индивидуальности у каждой из них к нынешнему моменту так и остались зачатками, если не атрофировались вовсе. Всюду одно - коммерческие хиты плюс чуток ностальгии ("ABBA", Крис де Бург, и т.д.), плюс пара процентов индивидуальности по вкусу диск-жокея (теперь говорят "ди-джея") или музыкального редактора. Чаще всего это разбавлено торопливым конферансом, произносимым подростковыми голосами, излагающими соответствующие жизненные мудрости и философию.
"Деловая волна" (105,2 МГц), "Открытое радио" (102,5 МГц и 918 Кгц), особых претензий никогда не заявлявшие, просто присоединились к общей струе. Ди-джейский дебилизм, между прочим, еще год назад был слабо представим на большинстве этих станций, являясь визитной карточкой "М-радио" (71,3 МГц), прозванного в своей среде "пэтэушным". Но немало минуло с тех пор опросов общественного мнения, исследований слушательских аудиторий, и все они показали, что у "М-радио" слушателей больше всего. И осознанно или нет, а все потянулись к массам. Простая логика: чем больше, тем лучше. Общее стремление кристально ясно: вещать для всех. Или, по крайней мере для тех, кого больше всех. Значит, и рекламодателей будет побольше. Хотя никогда "М-радио" не было лидером по рекламе - дающим на нее деньги понятно, что подросток не пойдет в казино и не купит ни путевку на Канары, ни стиральный порошок.
Теперь в эфире звучат голоса-близнецы, объявляющие одни и те же вещи и с подозрительной настойчивостью призывающие "не предаваться унынию", слушая "нашу волну и группу "Мумбо-юмбо", которая споет песенку, которая рассказывает про то, как хорошо иметь хорошее настроение, которое, конечно, вы все сохраняете". Тому, кто не ощущает себя "как все", с нынешним радио трудно. Былая задушевность двух пионеров независимого музвещания растаяла. А хочется, сидя дома, услышать из приемника обращенный не ко всем, а к тебе конкретно, голос. "Эхом Москвы" тоже не всегда выручишься: за окном дождь, на душе покой, включишь - а они обсуждают интервью Бурбулиса.
В общем ряду не стоит "женская независимая радиостанция "Надежда" (1044 Кгц и 104,2 МГц), но ее программы лучше оценивать тем, кому они предназначены. Хотя присутствие на этой станции детских программ само по себе замечательно для коммерческого вещания. А не раз уже упомянутая SNC была, несмотря на свою общую популярность, скорее образцом "мужской" радиостанции - по составу ведущих, подходу к жизни, по философичности юмора. После заполнения высококачественного УКВ (FM) диапазона коммерческими станциями средние волны потеряли большую часть слушателей. Для многих из тех, кто помнит SNC, будет новостью, что станция так и не смогла окончательно умереть после прекращения ее финансирования Стасом Наминым. Перегруппировавшись, как водится, с потерями, она в марте 94-го возродилась как "Радио Ракурс" (1467 кГц).
Главным редактором стал самый узнаваемый и неповторимый "голос" прежней станции - Сергей Галямин. Сохранилось пристрастие к отечественной рок-музыке, уцелела фирменная передача "Здрасьтенафиг" с ведущими-"квачами", появились "живые" концерты новых коллективов в радиостудии, и даже в самих музыкальных передачах станция не столько вещает, сколько общается. Это, безусловно, приятно, но еще не все. У нынешнего столичного эфира масса долгов перед аудиторией. Десять миллионов человек - целая страна, причем живущая чрезвычайно бурной, быстро меняющейся жизнью. Но нет городского репортерства (ни криминального, ни светского, ни просто повседневного), нет, пардон, "полезных советов" по поводу будничной жизни, быта, цен и т.п. Станции словно забыли, что их слушают в отдельно взятом городе. Выпуски новостей по большей части представляют собой кальку новостей "Эха Москвы" времен всеобщей политической озабоченности. Да извинят политики, "цирк уехал, а клоуны остались". Слышать на чисто городской радиостанции сообщение Интерфакса о несостоявшихся выборах в собрание Тульской области уже и не смешно, и не печально. Неприлично. Коммерческие радиостанции всего мира локальны, они входят в каждый дом и автомашину, рассказывая о том, что делается за окном или у следующего светофора.
"Ракурс" в этой части вещания пытается отдать долги коллег, налаживая свою репортерскую службу. Еще одно возвращение долгов: с недавним началом утреннего эфира появились ежедневные детские передачи и раз в неделю - радиоспектакль, жанр, казалось, заброшенный даже государственными станциями. Все это, вероятно, можно было бы наладить быстрее и качественнее, но ничего не бывает бесплатно, а рекламодатели совершенно справедливо на средние волны денег не тратят - аудитория не та. Более года в столице не рассматривались заявки на предоставление УКВ-частот, и когда снова их начнут давать - никто не знает. Жаль, ибо это автоматически уводит станцию "для тех, кто соображает" (лозунг "Ракурса") куда-то в дебри радиоволн. Негосударственному радиоэфиру пора умнеть, пора заговорить со своим слушателем не просто на родном языке, а на языке отечественной культуры.
источник