«У нас тяжело бороться с коррупцией. Тут (в Европе - прим. s-nazarov) тремя законами победили коррупцию практически. Ввести финансовый регулятор и все. За границей больше 10 тысяч евро нельзя платить наличными. Когда ты покупаешь дом по безналу, у всех, естественно, возникает вопрос, откуда это деньги. Естественно, на очень высоком уровне коррупция наверняка есть, но это на очень высоком. А у нас она просто везде»
Вы не поверите: это слова не какого-нибудь чиновника или политика, а
Дмитрия Булыкина, того самого, который защитил
выстебанную Уткиным кандидатскую диссертацию на тему «Техника стартовых действий в футболе и легкоатлетическом спринте».
На моей предыдущей работе у нас были строгие инструкции по поводу того, что при внесении, снятии, поступлении и переводе средств, превышающих сумму в 600 тысяч рублей, у Клиента необходимо запрашивать источник происхождения денежных средств и экономическое обоснование совершаемых транзакций (зачем он снимает или переводит), требовать документального подтверждения указанных оснований. К слову, у нас в стране это делается не для борьбы с коррупцией, а для обеспечения ПОДиФТ (противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма). Опять же, в качестве ремарки,
весьма интересная статья Леонида Каганова по поводу отмывания денег - для общего развития.
И, знаете, это вызывало у многих Клиентов непонимание, протесты и, подчас, доходило до скандалов.
Припоминается случай, который произошёл у нас в Отделении. Пришёл к нам «слуга народа» (депутат ГосДумы, даже руководитель одного из комитетов, имя я, естественно, называть не буду) для того, чтобы перевести более чем внушительную сумму со счёта своей супруги (по Доверенности, такие суммы на личном счёте не красят «слуг народа») для покупки себе недешёвого элитного транспортного средства. У нас есть специальный отдел, который занимается тем, чтобы подобные операции были максимально прозрачные и имели максимальное документальное подтверждение. Так вот этот отдел мурыжил Товарища Всенародного Слугу часа четыре. Запросили документы, подтверждающие происхождение средств, - он отъехал и привёз документы, которые нашему «специальному отделу» показались некорректными (а, скорее всего, липой!!!). Как же он кричал и возмущался! На уши всё отделение поднял, директора. Как и многие, кто сталкивается с подобными вопросами при транзакциях, утверждал, что в других банках подобным «бюрократизмом» не занимаются (весьма спорное утверждение, учитывая что это - реализация на практике требований ФЗ-115, принятого, между прочим, пресловутой ГосДумой). В общении с директором отделения он требовал для себя послаблений в связи с его высоким положением в общественной иерархии (слуга народа - это звучит гордо). После заявления нашего начальника, что у нас правила для всех одинаковые, он обещал натравить на нас своих юристов. В общем, вёл он себя как форменная истеричка (тем, кто голосовал за его партию «власти», думаю, было бы неудобно за него), хотел здесь же и сейчас забрать все деньги (как будто при снятии он избежал бы вопроса о происхождении средств).
А теперь представьте, что таким вот «личностям» запретят использовать их «взятки» (обращаю внимание: это - фигура речи, а не указание на происхождение средств) в наличной оплате, нигде не засветив. Мониторить безналичные транзакции намного проще, так как в любой платёжке есть поле «назначение платежа», от которой проще плясать. Хотя, надо признать, у нас в стране нет особой культуры безналичной оплаты.
Не знаю пока (на досуге, может быть, посмотрю), какие там ещё два закона, но уже одного этого ограничения, я думаю, хватило бы для того, чтобы существенно стеснить коррупцию.