Опять немного не по теме блога, опять про погибшие корабли. Прошлый подобный пост был про
пролив Железное дно.
Корабль этот примечателен тем, что немного связан с историей Одессы.
Крейсер построен в США по заказу Османской империи. Заложен на верфи
William Cramp & Sons в Филадельфии 7 ноября 1901 года, спущен на воду 8 июля 1903 года, вступил в строй 19 декабря 1903. На пару с построенным в Англии крейсером "Гамидие" на несколько лет он составил костяк военно-морского флота Порты.
Новенький "Меджидие" в бухте Золотой Рог в 1903 году.
Участвовал в Балканских войнах в 1912-1913 годах в сражениях с греческим флотом, правда, без особых успехов.
С началом Первой мировой войны действовал в Черном море.
История
После марта 1915, когда турки была атакованы на море сразу с двух сторон - англо-французами у Чаннакале и Черноморским флотом у Эрегли, они решили поскорее взять реванш. Обстрел мирной Одессы (это все-таки не Севастополь, береговых батарей и флота в гавани в Одессе особо не было) подходил как нельзя кстати. К тому же, турецкая разведка донесла, что в одесском порту сосредоточено большое количество русских транспортных судов и что готовится большая десантная операция. В тот момент в Одессе действительно присутствовали 2-й армейский корпус и 5-й кавказский корпус, с помощью которых предполагалось брать Босфор, и неизвестно еще, как сложилась бы история. Но не сложилась.
Но сейчас не об этом.
Рейд на Одессу
Ранним утром 3 апреля 1915 года одесситы наблюдали с Приморского (в то время Николаевского) бульвара зловещие черные дымы приближающейся вражеской эскадры. Медленно тянулись минуты в ожидании орудийных залпов, но вместо этих самых залпов люди на бульваре увидели напротив головного корабля противника огромный столб воды, а до Одессы долетело эхо мощного взрыва.
В 12 милях от берега, на траверзе Воронцовского маяка, левым бортом носовой части на нашем минном заграждении (всего на подходах к Одессе было выставлено 1668 мин заграждения) подорвался крейсер "Меджидие", возглавлявший отряд кораблей, который собирался обстрелять Одессу с моря. Командовал этим отрядом немец, корветтен-капитан Эрнст Бюхсель. Во время взрыва погибло 26 членов экипажа.
Корабль начал погружаться, но дно здесь было всего лишь на глубине 10-12 метров, и корабль лег носом на грунт. Корма оставалась на плаву, и турки пытались даже спасти корабль, но через тридцать минут пришел приказ от командующего операцией
адмирала Сушона, находившегося на
линейном крейсере "Гебен": "Меджидие" затопить, операцию прекратить. Сушон находился в море, прикрывая отряд Бюхселя от возможного выхода из Севастополя наших кораблей для перехвата турок.
На "Меджидие" выбросили за борт замки орудий, разбили радиостанцию, уничтожили секретные документы, после чего экипаж покинул корабль и был взят на борт крейсером "Гамидие". Эсминец "Ядигер" выпустил по "Меджидие" торпеду, угодившую в кормовую часть правого борта. Корабль пошел ко дну, но его надстройки, трубы и мачты остались возвышаться над поверхностью моря.
На этом дерзкая операция турок под командованием немцев по обстрелу Одессы в Страстную субботу, перед Пасхой, закончилась, не успев толком начаться.
Но история с "Меджидие" только начиналась.
Подъем
На следующий день лежащий на дне корабль начинают осматривать наши моряки, возглавляемые командиром линейного корабля "Император Александр III" капитаном 1-го ранга Михаилом Иосифовичем Федоровичем. Спасательный буксир "Черномор", которому от Одессы идти до утонувшего корабля всего ничего, шел целых два часа. Ведь воды вокруг Одессы были заминированы, и пришлось идти узким фарватером сначала в сторону Очакова, а затем по другому фарватеру, протраленному в минном заграждении, уже к крейсеру. 7 апреля к кораблю спускаются водолазы под руководством поручика Феоктиста Шпаковича.
Для того, чтобы определить целесообразность и сложность работ по подъему корабля, из Питера в Одессу приезжает полковник корпуса морских инженеров Шевцов. 17 апреля начинаются работы по подъему крейсера. Ответственным за операцию был назначен инженер, капитан 2-го ранга Виктор Желиховский.
Корабль на дне.
Водолазы на "Меджидие". В фуражке - Ф. А. Шпакович.
Так как мачты, дымовые трубы и вентиляторы котельных отделений возвышались над поверхностью моря, их было видно на большом расстоянии, то разглядеть силуэт лежащего на грунте корабля и помешать операции турки, конечно, могли. Было бы странно, если бы они так легко смирились не просто с потерей корабля, а с его возможным подъемом противником. Поэтому в первую очередь спасатели демонтировали трубы и вентиляторы, тем самым уменьшив силуэт корабля и затруднив его обнаружение. За все время проведения операции трижды работы сворачивались по тревоге и спасательный отряд возвращался в Одессу в связи с возможным нападением вражеских кораблей.
Схема повреждений и положение корабля на грунте.
Вентиляторы котельных отделений.
Она собиралась стрелять по Одессе. Больше стрелять не будет.
Корабль поднимали коффердамным способом. Его суть в двух словах: корпус корабля герметизируется, борта надстраиваются щитами (фальшборт), изолируя палубу и надстройки от воды и создавая некое подобие колодца, в котором палуба и надстройки находятся внутри этого колодца, затем откачивается вода из корпуса корабля, и он всплывает.
Для этого требовалось загерметизировать все люки, двери, ватервейсы, иллюминаторы, якорные клюзы, кингстоны и т.д. Пробоины от мины и торпеды были закрыты пластырями, прижатыми к корпусу подкильными тросами, всего 18 тросов, по 9 на каждый пластырь.
Плавучий кран подводит пластырь к носовой пробоине.
Также велась работа по облегчению корабля: с помощью крана на спасательном буксире "Черномор" производился демонтаж орудий, прожекторов и другого корабельного вооружения и оборудования.
Откачка воды из корпуса.
7 июня 1915 года. Поднятый корабль заводят в гавань Одесского порта.
"Меджидие" в доке РОПИТа (Русское общество пароходства и торговли) в Одессе. Пластырь на пробоине.
Корабль в доке, вид с кормы.
"Меджидие" в плавучем доке РОПИТа в Одессе. Художник А.В. Ганзен.
Восстановление
После того, как корабль был поставлен в док, а его внутренние помещения осушены и обследованы, выяснилось, что в руки наших моряков попал трофей, даже более значимый, чем сам корабль.
Оставляя крейсер, турки уничтожили не все секретные документы. Там осталась Сигнальная книга турецкого флота - справочник шифров и позывных для радиограмм. Пробыв в морской воде, она все же сохранилась неплохо. Ее срочно отправили в Питер, в морской генеральный штаб, где она была тщательно изучена и в январе 1916 года переиздана на русском языке, конечно, под грифом "Секретно". Возле Одессы практически повторилась
история с крейсером "Магдебург" - второй раз за время войны в руки наших моряков попали секретные шифровальные книги противника.
Дальнейшая судьба крейсера сложилась так: он был отправлен в Николаев на ремонт. У построившей корабль американской верфи William Cramp & Sons удалось купить чертежи крейсера, что значительно ускорило ремонт. Ему дали имя "Прут", в честь потопленного "Гебеном" минного заградителя. 3 ноября 1915 года отремонтированный корабль вывели в море на ходовые испытания, а 14 февраля 1916 его зачислили в боевой состав Черноморского флота. Артиллерия корабля была заменена со 120-мм орудий на более мощные
130-мм орудия Б-7. Царь Николай II во время своего визита в Одессу посетил корабль.
Дальнейшая судьба
Отремонтированный корабль под новым именем "Прут" в Одессе, 1916 год.
"Прут" в Севастополе.
В 1918 году Крым захватили немцы. "Прут", находившийся тогда в Севастополе, был возвращен ими своим союзникам туркам, которые вернули ему название "Меджидие". После распада Османской империи корабль был интернирован Антантой в Мраморном море, но в 1925 году вновь возвращен Турции. В 1940 году был переклассифицирован в учебный корабль. В 1947 выведен из состава флота и продан на слом в 50-х годах.
Интересный факт: на этой же верфи William Cramp & Sons в почти то же самое время (1898-1901) был построен
крейсер "Варяг". Да-да, тот самый. И его судьба оказалось в чем-то похожей: он был затоплен своей командой, поднят японцами, отремонтирован и введен в строй своего флота под новым именем "Соя". Затем, в ходе Первой мировой, японцы, ставшие уже союзниками в войне с немцами, вернули России "Варяга". Правда, за деньги.