Сегодня Одесса потеряла еще один памятник. Многострадальное здание Русского технического общества, оно же Дом Масонов.
Улица Княжеская, 1.
Памятник истории и архитектуры.
Рухнули фасад, тыльная стена и кровля. Остались только боковые стены.
Здание
Одесского отделения Императорского Русского технического общества построил Александр Бернардацци по проекту архитектора Эдуарда Меснера в 1887-1892 годах. Здание было выполнено в "кирпичном стиле", когда кирпичи различных форм, размеров и цветов применяются во внешней отделке здания без использования штукатурки. Этот стиль был особенно популярен в конце XIX века. Здание было простроено в основном из ракушеничка - главного одесского стройматериала тех времен.
Народное название "Масонский дом" здание получило из-за элементов декора, на которых были изображены молот и циркуль, напоминавшие символы масонов.
В советские времена в здании расположили институт редких металлов АН УССР. К концу XX века состояние здания уже вызывало беспокойство, но никаких мер по спасению постепенно разрушающего памятника архитектуры никто не принимал.
К началу XXI века здание было окончательно заброшено.
До разрушения.
Интерьер.
В декабре 2015 город выставил здание на аукцион с обязательным условием, что покупатель восстановит его в первозданном виде. Покупателем выступила одна строительная компания, обязавшаяся отреставрировать здание, сохранив и наружные элеметны, и внутренние интерьеры. Опубликованная сумма сделки - 1,21 млн. гривен.
Однако нашлись люди, посчитавшие сделку незаконной. Начались судебные качели. Естественно, реставрация так и не началась.
Впрочем, зная реалии одесского строительного бизнеса, она вряд ли бы началась при любом раскладе. Аварийное здание никому не нужно, буть оно хоть трижды шедевром архтитектуры. Нужна земля под ним.
Многие считают, что зданию помогли рухнуть. Так же, как помогли сгореть
Дому Руссова. Жители окрестных зданий утверждают, что в доме велись какие-то работы, что кто-то что-то разбирал. Как всегда, мутная история.
Сегодня Дом Масонов фактически перестал существовать. Восстановлению уже не подлежит.
Вид с квадрокоптера.
В течение дня спасатели искали под завалами людей, ведь в здании в момент обрушения могли находиться бомжи, нарики и прочие мутные личности. Но никого не нашли. Так что обошлось без жертв и пострадавших.
МЧСники подцепили трос лебедки на своем зиле к оставшейся части стены, которая грозила обрушением.
Трос перекинули через стену, закрепили возле окна. И потянули.
Верхняя часть стены с треском начала крениться.
И через секунду улетела вниз.
А трос начал прорезать стену, словно лазер. Ракушняк довольно хрупкий камень. Спасатели расчитывали, что вся стена поддасться и завалиться.
Смотреть на это было очень тяжело. Не уберегли.
От стены продолжали отрываться фрагменты.
Трос дошел до окна.
И вырвал его вместе с решеткой. Стена осталась стоять. Все таки крепко строили. При надлежащем уходе еще бы столько же простоял...
Фото
Юрия Праздникова.
Тыльная стена также рухнула.
Боковые стены по улицам Княжеская и Новосельского уцелели, но их разрушение лишь вопрос времени. Это стена со стороны Княжеской.
Расчистка развалин.
Мимо прошли две тетки.
- ты смотри, московский дом рухнул!
- может, масонский?
- а, точно!
В стоящем рядом с ним еще одном здании Русского технического общества (Княжеская, 1а), в котором распологалась Школа общества, ныне расположены кафедра вирусологии медицинского университета и пожарная часть, при которой работает
музей одесской пожарной охраны. Наличие владельцев предохраняет здание от разрушения, но его внешний вид и состояние также не очень.
Это здание чуть новее, 1902 года. На нем висит табличка, словно издевательство. Охраняется державой. На рухнувшем тоже такая висела. Доохраняли...
Последний взгляд. Скоро этих стен не будет.
Еще один потерянный одесский памятник архитектуры -
Железнодорожные мастерские.