(Этим постом начинается попытка внедрения в записи персонажей и воспоминаний. Посмотрим, как пойдёт)
На дворе 1995-й год, сентябрь. За окном военной кафедры - плац, соседнее крыло с окнами под крышу, где по слухам у параллельной специальности стоит настоящая ракета, вечно гудящая улица Веснина, единственный быстрый путь из Центра на Салтовку, и огромное осеннее небо.
А нам предстоит целый день сидеть в душном классе с древними пыльными плакатами и слушать майора Жилина.
Хорошо хоть, он умеет хорошо рассказывать. Для военного, конечно.
Плохо, что всё это нам никогда не пригодится.
- Тема сегодня - "Ядерный паритет". Ручки отложить, я сначала расскажу вам простыми словами, а потом запишем под диктовку определения.
У нас и у условного противника есть ЯО. Все знают, что это такое? Молодцы. Ни хрена вы конечно не знаете, но рот открывать уже научились, значит с голоду не помрёте.
Так вот, ЯО позволяет диктовать другим странам свои условия под угрозой их уничтожения. Никто всяких папуасов уничтожать не будет, кому они сдались, но сама возможность, что им может безнаказанно прилететь, здорово их давит.
Поэтому каждое самостоятельное государство стремится заполучить ЯО, потому что без возможности хотя бы символического удара в ответ с недопустимыми жертвами никакой реальной независимости нет.
Кто не может получить, существуют под крылом одной из двух держав, у которых ядерный паритет.
Ядерный паритет означает, что ни одна из них не может гарантированно уничтожить ядерные силы второй без ответного аналогичного по силе удара.
Из чего он складывается, и это важно.
Есть ядерные заряды, примерно по шесть тысяч штук.
Часть их устанавливается на носители, примерно полторы тысячи.
Часть носителей находится на боевом дежурстве, не больше пятисот.
Они могут дать залп, часть которого преодолеет ПРО второй стороны, и примерно треть их долетит и нанесет ущерб.
То есть мы говорим о 150 ракетах, которые долетят и нанесут тот самый непоправимый ущерб.
Какой здесь главный фактор?
Скорость и гарантия поражения. Все боятся, что ракеты условного противника прилетят и уничтожат наши до того, как мы успеем определить атаку и дать ответный залп.
Поэтому собственно и был Карибский кризис, где всего несколько десятков ракет, но гарантированно успевали долететь, куда надо.
То же самое и с Турцией было с американскими ракетами.
Аналогично с мощностью - у кого в два раза больше ракет или ПРО или в два раза лучшее эффективность сбития, тот чувствует себя мощнее и его начинают одолевать мысли таки разменяться. Или просто он начинает не обращать внимания на оппонента, как например никому не интересно ЯО Франции, хоть оно номинально и есть.
Смотрите, самое узкое место паритета сейчас - носители.
Боеголовок можно наделать до черта, но каждая ракета стоит огромных денег, и держать ее в готовности постоянно не получится. А нужен одновременный залп.
Напрашивается идея держать или как минимум накапливать их в космосе, но каждый запуск на орбиту стоит как десяток ракет, да и под колпаком у всех заинтересованных стран.
-Товарищ майор, можно вопрос?
- Задавай, если по теме.
- Зачем тратить деньги на все эти ракеты, гонку вооружений и этот паритет? Всё равно никакая война никому не нужна, всё это чушь. - Петров, настойчмво борющийся с остатками советской власти на местах.
- Войны не нужна именно потому, Петров, что этот самый паритет есть, и никто ничего не может сделать безнаказанно. Надеюсь, хлопчики, никто из нас не доживёт ло момента, когда он рухнет.
А теперь начинаем писать определения... "
В аудитории раздается стон.
Хочется наружу, к веселым девчонкам и Монастырскому пиву в парке Шевченко.
Все знают, что никакой войны не будет.