Как воплощаются идеи

Aug 26, 2023 22:12


История о том, как воплощаются идеи, от местного журналиста.

«Снимал что-то ради дела, проходил мимо памятника студбатовцам, и вспомнился один сюжет. А дед уже молод, хоть и жив, но умрет - и никто не вспомнит. Дайте, я думаю памятник классный как-то и я расскажу.



Ну, видите парня, идущего последним, оглядываясь назад? Почему он такой? Ну, тут можно все придумать, а на самом деле смотрит на девушку, которая машет ему рукой ("А женщины глядят из-под руки, вы знаете куда они глядят" (с) б. С. Окуджава).
И где эта девушка? А нет.



Про этот памятник на Вики все полно и правильно, кто хочет - может почитать. И да, времена были такие бурные и бестолковые, памятник отлили и положили в "физическом" дворе университета.

Ну, лежал он там много лет - но его как-то установит, нужен же проект...
Было два момента.
Во-первых студбатовцы должны были уйти в вечность.
Ну, то есть идти по пандусу, который обрывается над пропастью...
То есть надо было найти пропасть и место для пандуса.
Кстати, девушке нужно было стоять на кубе сзади на определенном расстоянии. Ну, она остается здесь, а они уже начали свой последний путь к смерти.
Тоже нужно место.
А во-вторых, от ответственных товарищей захотелось иметь такое место для церемоний в комплексе. Ну, принимать в пионеры, поднимать флаг и т.д. Была напряженка с идеями, объявили конкурс, была выставка конкурсных проектов в Дзержинком райкоме комсомолу, ну где теперь ЦНАП Шевченковского району.
Времена были тоталитарные, жить тогда не умели, теперь городские власти заказали бы кому надо очередную садово-парковую скульптуру, а счастливые харьковчане знали бы обо всем постфактум...
Я тогда был совсем новичком в журналистике, и то ли Луиза Межова из "Харьковского университета", светлая память, то ли Вячеслав Романовский из "Ленинской смены", дай Бог ему здоровья, - прислал писать про тот конкурс.

Из представленных проектов было видно, что это не влетает, хоть тресни. Драматическая бездна была возле спорткомплекса ХНУ на Отакара Яроша, но там контекст был не тот: ну, идут студенты на физру мимо памятника героям, как-то это...

Кто-то предложил снести полсквера со слоном на Культуры, который потом целиком снесли чтобы построить высотки "Авантажа". Места было на все, но не было обрыва.
Было решено заменить пропасть железобетонным пандусом, но как-то неубедительно...
С тех пор я не критикую городские памятники, потому что побывал на пару выставок конкурсных проектов и знаю ситуацию в городе в принципе.
Это не закончилось ничем, но потом они поставили его на то место, где  сейчас. Ни пандуса, ни пропасти, студенты идут в столовую в первом подъезде Госпрома к гости к слушателям Академии Говорова.
Ну и девочка ушла. Как я понимаю, она там мешала проезду машин.
Кроме того, зачем кому-то махать - взорвётся и вернётся.
Куда она делась - достоверно никто не знает.
Такая вот типично харьковская история, как можно было заговнять очень неплохую для своего времени идею.»

А чтобы скучно не было, там же еще из комментариев.

«Об этом памятнике я мог бы написать повесть, потому что был вместе с молодым скульптором, тогда еще студентом Худпрома, Джаванширом Дадашевым победителем конкурса на него.
И место для памятника было действительно определено на пустыре над Саржиным Яром между гостиницей "Мир" и спорткомплексом.
И действительно, фигур было тогда четыре, и последней была девушка. Согласно условиям конкурса, рабочую документацию и скульптуру поручалось выполнять победителям.
Прообразами фигур стали мои родители и друзья, которые в 1940г. перед войной поступили в Университет. Мы с Дадашевым использовали при работе их фото тех лет. Уже после конкурса место сменили на лужайку в сквере, который был вдоль улицы Культуры. Кстати, как рассказывали родители примерно оттуда и уходили на фронт студбатовцы. Архитектурную часть мне пришлось переделать. Идея пандуса и дороги осталась, благо там было небольшое естественное повышение рельефа (кстати никаких деревьев никто там не рубил, свободного места было достаточно). Но рабочую документацию поручили "Харьковпроекту". А в авторы пытались вставить еще и главного архитектора города, но я категорически отказался.
После этого за нас со скульптором взялся художественный совет скульптурной фабрики. У Дадашева этот монумент был темой диплома. Но совет, сначала в авторы навязал заслуженного-перезаслуженного Г.Сову. Архитектурная часть была согласована, а скульптуры они три раза заставили нас перерабатывать, да еще и настояли на увеличении количества фигур (ведь это больший гонорар).
Кстати, был руководителем диплома у Дадашева и поэтому ему пришлось параллельно делать совершенно новый диплом, а потом Сова настоял, чтобы к авторам включили и его жену, также скульптора, после чего все было быстро согласовано, затем была работа над моделью, которую выполнял исключительно Дадашев. с моими консультациями, затем переводчики выполнили фигуры в нужном масштабе, Дадашев их доделал, а супруги Сова подправили "шнурки на ботинках" и модель была утверждена.

Скульптуры были отлиты в бронзе в Киеве, параллельно началась работа над постаментом-пандусом. метрополитена больше месяца делал опалубку из гладкоструганной доски еще и с фасками, что позволило сделать оригинальную динамическую фактуру поверхности.

Начали уже и класть брусчатку на дорогу (была еще и эпопея эту брусчатку достать), но к сожалению по разным причинам вся работа заглохла. Фигуры 15 лет пролежали во дворе университета, опалубку разворовали, пандус с обнаженной арматкрой зарос самосевом.
Даже рабочий вагончик с нашим макетом украли.

И вот однажды осенью я случайно узнаю, что завтра памятник открывают, причем на новом городе уже возле университета.
Есть наши с Дадашевыми фигуры, есть намек на пандус, есть брусчатка-дорога, только в авторах нет ни Дадашева, ни меня.
Зато есть главный архитектор области, когда-то на художественном совете утверждавший наш проект и его друзья из института "Гипровуз". Я в тот же день обратился в университет, предоставил наш проект, фото эскизов и процесс работы над фигурами и наши имена были в последний момент добавлены в список авторов где-то там в самом конце. Такая вот, если вкратце, история.
Областной архитектор с тех пор при встрече со мной застенчиво отводил глаза.»

Так-то.
А памятник остался, и один из лучших в городе.
И почти всегда оно именно так. :)

Харьковчане

Previous post Next post
Up