Институт проблем правоприменения продолжает публиковать предложения по судебной реформе. В прошлой статье («Судей нужно выбирать», «Ведомости», 19.01.2012, стр. 04) речь шла о том, как освободить суды от давления прокуратуры. В этой статье речь пойдет о другом механизме влияния на суды - институте председателей. По закону председатель суда - фигура, не обладающая практически никакими особыми процессуальными полномочиями, первый среди равных. Так, статья 35 закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» описывает полномочия председателя как чисто организационные. Причем большая часть полномочий председателя суда касается работы аппарата суда, а не работы судей.
В реальной жизни дела обстоят совершенно иначе. Председатель суда играет ключевую роль в карьере любого судьи с самого начала. Как показывают наши исследования, именно председатель на практике подбирает будущего судью в свой суд и именно мнение председателя о кандидате оказывается ключевым в решении квалификационной коллегии. Вероятность того, что на должность судьи будет назначен кандидат, против которого возражает председатель суда, практически равна нулю.
полностью
Кирилл Титаев: Институт председателей суда надо отменить