XVIII век
В 1721 году в Санкт-Петербурге в присутствии Петра I был повешен первый губернатор Сибири князь Матвей Гагарин. В назидание другим его тело на семь месяцев оставили висеть на площади перед Биржей. Официальные судебные документы свидетельствуют, что причиной государева гнева стало казнокрадство и родственный протекционизм. Другую версию изложил шведский географ Филипп Страленберг, 13 лет проживший в Тобольске, а вслед за ним и российский историк Петр Словцов в книге «Историческое обозрение Сибири» (1838): якобы «Гагарин злоумышлял отделиться от России, потому что верно им водворены в Тобольске вызванные оружейники и началось делание пороха». В том, что еще в 1719 году князь Матвей тайно объявил о грядущем отделении Сибири от России, после многодневных пыток якобы сознались и некоторые из приближенных губернатора.
Середина XIX века
В Санкт-Петербурге образуется землячество сибиряков, в деятельности которого активно участвуют главные идеологи отделения Сибири от России Николай Ядринцев, Григорий Потанин и Серафим Шашков. Идею сепаратизма поддерживают Герцен и Огарев. В 1863 году Ядринцев и Шашков публикуют прокламацию «Сибирским патриотам», в которой говорится, что Сибирь «должна отделиться от России во имя блага своего народа, создавши свое государство на началах народного самоуправления. Демократический состав общества особенно благоприятствует Сибири создать республику, состоящую из штатов, подобно Америке». Однако уже в 1865 году по «делу сибирских сепаратистов» начинаются аресты - Ядринцева, Потанина и других приговаривают к каторге.
Начало ХХ века
Революционные настроения порождают новую волну сепаратизма. В мае 1917 года в Иркутске проходит собрание областников-автономистов, а в августе Конференция общественных организаций Сибири принимает постановление об автономном устройстве региона. Делегаты утверждают проект сибирского флага - бело-зеленое полотно символизирует снег и тайгу.
В течение 1917 года сибирские сепаратисты избирают областной совет, начинают работать над созданием независимой судебной и административной системы, но оказываются меж двух огней. Они, с одной стороны, отказываются от сотрудничества с большевиками (и те разгоняют Сибирскую областную думу, а 20 депутатов арестовывают), с другой - к идеям сепаратизма негативно относится и адмирал Колчак. Поэтому «Декларация о государственной самостоятельности Сибири», принятая Временным Сибирским правительством, так декларацией и остается. С окончательным утверждением советской власти те из сепаратистов, кто не бежал из страны, были расстреляны или отправлены в лагеря.
Конец ХХ - начало ХХI века
В 1989 году в Томске создается комитет «Сибирь», который ставит целью создание суверенной Конфедерации Сибирских земель. Развал СССР только усиливает центробежные тенденции. В том же Томске появляется Партия независимости Сибири (ПНС). Ее лидер, местный депутат Борис Перов, публично заявляет, что «колониальные структуры власти» должны быть упразднены. Предлагается принять декларацию о независимости Сибири и признать ПНС «высшим органом государственной власти в Сибири на переходный период».
Неожиданную поддержку оказывает сепаратистам местная номенклатура. Региональные лидеры во главе с председателем Новосибирского облсовета Виталием Мухой создают межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение». В августе 1993 года на сессии Новосибирского облсовета звучит предложение сделать ассоциацию координационным центром для создания Сибирской республики.
В июне 1993 года председатель Красноярского краевого совета депутатов Вячеслав Новиков заявляет по местному радио, что приложит все усилия, чтобы сделать Красноярский край суверенным государством - Енисейской республикой.
Но постепенно эта волна борьбы за независимость сходит на нет. Организации вроде комитета «Сибирь» и ПНС прекратили свое существование из-за раздора среди лидеров, а конец номенклатурному сепаратизму положил ввод войск в Чечню.
из статьи Анастасии Руденко
http://rusrep.ru/article/2011/02/22/sibir