Оренбург, часть 3: запад центра и Аренда

Apr 24, 2020 11:33



В завершающей третьей части прогулки осмотрим западную часть исторического центра города - настоящий заповедник провинциального модерна и эклектики с обилием лепного декора.

Почти все показанные здания умещаются в квадрат с периметром три километра, ограниченный улицами Кобозева (до революции - Троицкая), Кирова (Гостинодворская), Горького (Водяная) и Яицкая.

Начнём от улицы Кобозева, названной в честь советского политического деятеля, сменившего во время революции кучу постов и мест дислокации - от должности наркома путей сообщения РСФСР до кресла председателя совета министров марионеточной Дальневосточной республики. В 1915 году за неблагонадёжность он был сослан в Оренбург, где работал на строительстве железнодорожной линии в Орск, а через пару лет возглавил борьбу против атамана Дутова. За последующие годы Кобозев успел побыть ректором двух институтов, порулить НИИ локомотивостроения и поучаствовать в проектах строительства Днепрогэс и канала Волга-Москва.

Здесь нам приглянулись милые модерновые ворота, ведущие, как оказалось, во двор кожвендиспансера.

1.


На улице Кирова выделяется дом купца Сачкова (1908 г.) с жезлом Гермеса и вензелем:

2.


Недалеко виднеется минарет мечети «Хусаиния», возведённой в 1892 году по инициативе и на денежные средства татарского купца 1-й гильдии Ахмед-бая Хусаинова. Примечательно, что в годы СССР после закрытия в здании размещалось общежитие Татарского педагогического техникума.

3.


Вернёмся на Кобозева. Здесь на редкость хорошая реставрация бывшего доходного дома. Даже старинные вывески соорудили!

4.


Да и здесь вроде бы всё выглядит неплохо:

5.


Через дорогу стоит не особо примечательное здание бывшей гостиницы «Биржевая», но мы не поленились заглянуть во дворик, и здесь повеяло чем-то южным. Ростов? А может Тбилиси? Нет - Оренбург!

6.


Заглянем в переулок с говорящим названием Рыбный. Нигде не указано, что за церковь или религиозная организация базируется в красивом доме №3.

7.


Затем мы наткнулись на небольшой сад имени Фрунзе, в который можно зайти теоретически с четырёх разных улиц. На практике же вход только один. Пока мы обходили сад по периметру, запечатлели один из корпусов аграрного университета, с задворков больше выглядящий как промышленное здание.

8.


В центре сада возвышается стела павшим воинам в ходе Великой Отечественной войны:

9.


А по углам расставлено несколько десятков единиц техники. Ближе к единственному входу - самолёт «МиГ-17»:

10.


Однако затмевает всё вокруг пусковой контейнер межконтинентальной баллистической ракеты «РС-20», разработанной ещё в СССР конструкторским бюро «Южное» (Днепропетровск) и прозванной на Западе «Сатаной»:

11.


Истребитель «МиГ-23», а на заднем плане паровоз серии «Э» и санитарный вагон:

12.


Ещё один интересный экспонат с узнаваемым обликом - «ЛуАЗ-967», производившийся на Луцком автозаводе. Представляет собой полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр, прекрасно подходящий для эвакуации раненых и подвоза боеприпасов.

13.


Отрадно, что есть тут и совсем мирная техника. На переднем плане - трактор «Универсал», собранный на Владимирском тракторном заводе.

14.


В достатке здесь имеются привычные пушки, гаубицы, артиллерийские установки, да пара танков с явно неаутентичным лозунгом «За Сталина». В целом, весьма достойный набор военной техники на небольшом клочке пространства, а «чехол» «Сатаны» - так и вовсе почти эксклюзив. Саратовский парк «Журавли» тут, конечно, значительно превосходит оренбуржский сад и по качеству, и по количеству экспонатов, да живописный вид на город и Волгу никто не отменял.

Ну а мы двинемся дальше по улице Чичерина, являющейся восточной границей района Аренда. Это один из нескольких оставшихся в повседневном употреблении дореволюционных городских топонимов. Улица Чичерина до 1937 года называлась Гришковской по фамилии самого известного купца, а переименована была в честь наркома иностранных дел СССР, который в Оренбурге не бывал ни разу.

В доме №34 находится один из самых впечатляющих образцов оренбургского модерна - номера П.С. Коробкова (1911 г.). Они были роскошно обставлены и оснащены такими чудесами прогресса как электричество и телефон. Уже более ста лет это просто обычный жилой дом, а состояние его крайне далеко от идеального.

15.


Больше повезло дому №75, где пять лет жил казахский поэт, переводчик и государственный деятель Ахмет Байтурсынов.

16.


Детали изящны и прекрасны:

17.


Бывший доходный дом Сазонова декорирован не менее интересно, но находится в удручающем состоянии - общее запустение, заколоченные окна, обваливающаяся штукатурка и конечно же ярко-красный баннер «Объект культурного наследия, проникновение и рарзрушение ведёт к уголовной ответственности».

18.


Параллельно улице Чичерина идёт сверхколоритная Яицкая, где оренбургская архитектура эклектики достигает своего апогея. Детали можно рассматривать бесконечно:

19.


О бывших владельцах зданий известно либо очень мало, либо вообще ничего. Вот наполовину, а может и полностью заброшенный дом Упыриной:

20.


Духовно окормляет граждан Аренды Покровская церковь, построенная в 1853 году на средства купца Михаила Деева, семью которого пять лет назад стороной обошла эпидемия холеры. При советской власти храм был закрыт, а его помещение было приспособлено под цеха.

21.


Два основательных здания находятся на параллельной улице Пионерской. Бывшую учительскую семинарию (1910 г.) чрезвычайно сложно нормально сфотографировать из-за большого числа деревьев, скрывающих модерновый фасад. Сейчас здесь находятся учреждения РАН - институт степи, институт клеточного и внутриклеточного симбиоза и т.д.

22.


На три десятка лет пораньше был построен главный дом усадьбы Мякинькова, ныне служащий горожанам в качестве ЗАГСа.

23.


Вернёмся на Яицкую, где нас поджидает довольно простой, но какой-то очень уютный домик:

24.


Следом очередной особняк, видимо, доживающий свои последние годы:

25.


Декор просто какой-то невероятный!

26.


В более приличном состоянии вечерняя школа, занимающая главный дом усадьбы купца Оглодкова:

27.


И тут же неподалёку что-то заброшенное и живописно заросшее.

28.


Ещё через пару сотен метров очередной пример наплевательского отношения к культурному наследию. Это бывший ликёро-водочный завод, построенный в конце XIX века и обанкротившийся в 2006 году, в окружении растущих новостроек.

29.


Другой разрушающийся на глазах шедевр, даже не внесённый в список памятников архитектуры, пока ещё стоит на улице Максима Горького:

30.


Давненько не было модерна - и тут очень кстати подвернулся дом Савина:

31.


Ну а завершим осмотр этой части города у прекрасной усадьбы в Фабричном переулке:

32.


Узор невероятно сложен и тонок. Даже капители сделаны с лицами:

33.


И вензель, видимо, с инициалами владельца дома:

34.


Именно таким - контрастным, колоритным - мы увидели Оренбург. Размах и богатство местного купечества помноженные на талант зодчих и скульпторов превратились в замечательный набор памятников архитектуры, большая часть которых находится в запустении. Некоторые здания и усадьбы скорее всего просто не переживут даже несколько следующих лет, а останутся лишь в воспоминаниях да на фотографиях.

Ну а примечательная дореволюционная историческая застройка одним лишь Оренбургом не ограничивается. В следующией части прогуляемся по Бузулуку - небольшому, но крайне интересному городу на самом западе области, где имеется несколько уникальных памятников деревянного модерна и целый неоготический мини-ансамбль, составляющий центральную площадь.

Оренбургская область

Previous post Next post
Up