Недавно доцент разместил у себя в ЖЖ ролик под названием «Луганск. Оружейная столица России», в котором сказано, в частности, следующее: Правительство решило, что выгоднее всё-таки построить новый казённый патронный завод и построить его на юге России. Для этого была снаряжена комиссия, и эта комиссия пришла к выводу, что новый завод лучшего всего построить в Луганске.
В Википедии есть страница, посвящённая Луганскому патронному заводу, на которой есть раздел
Основание Луганского казённого патронного завода. И тут уже подробнее расписано о том, почему местом постройки нового патронного завода был выбран именно Луганск:
Луганские власти успешно подключились к лоббированию устройства завода в их городе. Некоторые отмечают личный вклад тогдашнего головы Николая Петровича Холодилина, который восемь лет вёл кампанию за сохранение Луганского завода, в связи с чем обивал пороги различных правительственных ведомств в Петербурге.
Например, инженер-полковник артиллерии Н.П.Сомов в служебной записке аргументировал необходимость выбора этого места тем, что «…многочисленное население Луганска и окружных сёл подготовлено к заводским работам».
В документальной выписке из журнала № 25 Главной Распорядительной комиссии по перевооружению армии от 12 сентября 1892 года значится: ...слушано представление о постройке казенного патронного завода на 100 миллионов патронов в год... в принципе... одобрила избрание Луганского завода для нового казенного патронного завода... и постановила образовать особую комиссию по постройке завода.
12 октября 1892 года последовало
Высочайшее соизволение, утверждённое Александром III - недействующий Луганский литейный завод со всем движимым и недвижимым имуществом из Горного в Военное ведомство. Во исполнение высочайшего указа, 4 июня 1893 года в Луганск в качестве председателя хозяйственно-строительной комиссии для постройки Луганского патронного завода был командирован полковник артиллерии Клавдий Егорович Кабалевский.
Торжественная закладка патронного завода состоялась 26 августа 1893 года.
В книге «130 лет Луганскому литейному заводу» (автор Фесенко В.А.) написано так:
... 20 июня 1887 года Луганский завод был закрыт. В этот период времени [населённый пункт] Луганский завод был уже городом. Закрытие Луганского завода грозило экономическому развитию нового города. Те, из бывших рабочих Луганского старого завода, кто до сих пор живы, вспоминают о той панике, охватившей город, когда в 12 часов дня 20 июня 1887 года был дан последний гудок, который возвестил о закрытии завода.
Безработица погнала многих людей из Луганска в другие города. Лучшая часть рабочих переехала в Николаев. Город [Луганск] опустел. Единственным источником его жизни были засыпка зерна [в амбары] и торговля с пригородными шахтами и заводами.
В то время в городе было около 17 тысяч жителей.
Вместе с тем, имуществом закрытого Луганского завода грех было не воспользоваться. Это и спасло город. Представители его городского самоуправления во главе с городским главой Н.П.Холодилиным предложили Военному министерству использовать земли и имущество старого завода для открытия на его месте нового военного завода. Железная дорога, которую было проведено через город Луганск ещё в 1878 году, обеспечила успех предложения.
Кое-какая информация о начале строительства Луганского патронного завода есть и в книге Довнара Г.С. «Луганцы» (я её тут не привожу).
На сайте харьковской библиотеки были выложены номера газеты «Южный край» за 1881-1882 г.г., а потом - с 1894 года, поэтому доступа к заметкам о жизни в Луганске, которые публиковались в этой газете после закрытия литейного завода (1887 г.) пока нет. Из
заметки 1895 года видно, что место постройки патронного завода Военное ведомство выбирало из трёх городов: Екатеринослава, Луганска и Кременчуга.
На выбор в пользу Луганска, в том числе повлияло и то обстоятельство, что луганская местная власть бесплатно передала Военному ведомству землю (6.5 га) под полигон и пороховые склады.
В начале марта 1899 года кто-то распустил слух в Луганске, что патронный завод, расположенный в центре города,
представляет серьёзную угрозу для жителей в плане взрывоопасности, и что в связи с этим рассматривается вопрос о переносе завода за город или его закрытии.