Я уже неоднократно писал и ещё раз повторюсь - краеведение в Луганске (ЛНР) переживает сильный и затянувшийся кризис. Профессиональные луганские краеведы не в состоянии писать свои работы хотя бы на приемлемом уровне (без исторических ошибок), не говоря уже о высоком. И печально, что свою "ложку дерьма" в общую "кучу" добавляют те или иные луганские работники культуры, которые берутся писать статьи, книги и монографии по истории развития на Луганщине театров, библиотек, музыки, учебных заведений и других сторон культурной жизни. К таким работникам относится и главный редактор литературного альманаха «Крылья», литературовед и критик Андрей Чернов. В 19-м номере альманаха размещена его статья
«В едином потоке бытия: художественное измерение Луганщины» - о местных художниках и скульпторах.
Говоря об искусстве Луганщины, принято брать точкой отсчета события предвоенных десятилетий ХХ века. В 1927 году в Луганске на основе изостудии Луганского паровозостроительного завода было открыто художественное училище. Это первое специальное учреждение образования для художников в Донбассе
Ещё раз повторю тут то, что я написал во второй своей части: я специально выкладываю у себя на сайте копии заметок луганских газет, обобщённых по той или иной тематике, чтобы все желающие, интересующиеся историей Луганска, в том числе и авторы, могли почерпнуть для себя те или иные сведения из первоисточников (!), а значит - достоверные. Безусловно, мной много всего ещё не охвачено, но что касается учебных заведений культуры, то по ним у меня уже давно есть обобщённая страничка на сайте.
Итак, известно, что художественная профшкола (другими словами - училище) была открыта в Луганске в конце 1925 года с двумя классами: рисования и живописи. Приём заявлений в
худпрофшколу начался с 20.11.1925, а занятия в ней -
в феврале 1926 года. Однако с осени 1926 года в худшколе был открыт единственный отдел - декоративный.
Всю установленную историю этой профшколы я тут размещать не буду, так как она есть у меня на сайте. Есть там и
копия заметки об упомянутой Черновым изостудии Луганского паровозостроительного завода. Она была открыта, как кружок, - летом 1928 года (!). В то время подобные творческие кружки открывались при рабочих клубах, и клуб металлистов объединял рабочих следующих предприятий: паровозостроительного завода, патронного завода и заводов объединённой промышленности (имени Рудя, имени Артёма, имени Будённого, имени Якубовского).
Таким образом, видно, что Чернов опубликовал недостоверные (ошибочные) сведения о Луганском художественном училище. Понятно, что он их не придумал, а где-то взял. И эти ошибочные сведения возникли по вине профессиональных луганских краеведов, которые не проводили и не проводят целенаправленной работы, направленной на то, чтобы исправить накопившиеся ошибки практически во всех сферах и тематиках истории Луганска.
Также у меня на сайте написано, что в 1920 году, когда Луганск был центром губернии, тут 01.06.1920 в Доме Искусств (располагался в бывшем Горно-коммерческом клубе) секцией Изобразительных искусств подотдела Искусств Губотнаробраза была открыта
мастерская Свободных художеств с группами по рисованию, лепке, прикладному искусству и истории искусства (эта мастерская была закрыта в 1921 году из-за недостатка финансирования, вследствие переноса центра губернии из Луганска в Бахмут и начавшегося в стране голода).
Также в 1908 году в Луганске для девочек была открыта художественно-ремесленная учебная мастерская благотворительного общества по ремесленному образованию, в которой, в частности, преподавалось рисование, выжигание и лепка. Эта учебная мастерская просуществовала по 1917 год.
Уже в 1932 году в Луганском художественном училище начинают готовить живописцев. В 1932 году в Луганск приезжает В.Х. Федченко (1907-1979), направленный в шахтёрский край после окончания Киевского художественного института. Молодой выпускник возглавил училище и на посту директора смог добиться расширения направлений подготовки. Так, в 1936 году в Луганском художественном училище появляется скульптурное отделение.
Если бы Чернов воспользовался информацией, размещённой на моём сайте, то он бы знал, что в 1930 году художественная профшкола в Луганске была преобразована в
техникум, который, в свою очередь, в начале 1937 года - в училище. По состоянию на 1937 год директором художественного училища был Глинков, по состоянию на май 1938 года - Футерман А.Я. (был директором по 1939 год). Делая акцент в начале своей статьи на художниках, Чернов "забыл" упомянуть, что Федченко был скульптором, и получается, что в период 1932-1935 г.г., работая в Луганске, он никак не мог проявить себя в качестве скульптора, на которого и учился. При этом я должен заметить, что газетных публикаций о художественном техникуме за 1933-1936 г.г., у меня нет. Но мне кажется маловероятным, чтобы 25-летнего молодого человека, только что окончившего институт, без опыта работы, вот так сразу назначили директором художественного техникума в Луганске.
Этот период - 20-30-е годы ХХ века - был сложным и трагичным для отечественного искусства. Период утверждения выбранного официальной партийной идеологией пути развития - «социалистического реализма». Это значило - отказ от наработок Серебряного века, от опытов импрессионизма, экспрессионизма, супрематизма. Но "отказ" здесь вовсе не значит полного отречения, "забвения" художественных поисков - так или иначе весь ранее накопленный опыт сохранялся в коллективной художественной памяти. Всё это было отложено на "потом", когда придёт время.
Соцреализм лишь задавал общее направление, давал "тему", но не навязывал художнику выбор средств для выражения своего отношения к этой теме. В качестве "темы" влились в искусство производство, шахта, колхозные поля. Главный герой - современник, "человек труда".
Читая статьи Чернова, видно, что он может вполне красиво излагать свои мысли, но порой он теряет нить повествования. Ну, вот, взять, для примера, выделенный мной абзац и вспомнить, что его статья посвящена луганским (!) художникам, а не развитию искусства в СССР в то время.
Были ли в 1920-е годы художники в Луганске? Я имею в виду не самодеятельных (любителей), а профессиональных? Луганские художники ведь не отказывались в 1920-х г.г. в своём творчестве от "наработок Серебряного века, от опытов импрессионизма, экспрессионизма, супрематизма". Ибо не было тогда в городе художников совсем.
В 1925 году ассоциация художников революционной России (АХРР) направила своих членов во все регионы страны для творческой деятельности. В Луганске оказался художник
Костяницын В.Н. В сентябре 1925 года в Луганском социальном музее
проходила выставка его работ, которые были посвящены революционной борьбе луганчан в 1917-1919 г.г. Это были первые картины (художественные произведения), посвящённые городу. Некоторые работы художника, в частности, картина
«Бой луганских рабочих за курган Острая могила» пополнили музейный фонд.
О творчестве Костяницына периода 1925 года, касательно Луганска, можно сказать, что оно было направлено на развитие пролетарской культуры и отвечало задачам, стоящим перед пролетариатом в духовной сфере в то время. Но он не был луганским художником. После выставки своих работ, он убыл в Москву. Но тем не менее, как мне кажется, Чернов должен был придерживаться конкретики, касательно Луганска периода 1920-х г.г., и написать о Костяницыне.
Из выделенного мной абзаца следует, что Чернов обобщил приличный период в искусстве, условно назвав его соцреализмом. Я не являюсь специалистом по тематике его статьи, но это не мешает мне почерпнуть кое-какие сведения из статьей специалистов. Мне попалась, к примеру,
«Советское искусство между авангардом и соцреализмом. 1927-1932», и я узнал, что в то время было не всё так "упрощённо", как об этом написал Чернов (например, был и период "революционного искусства"). Но это всё является "лишним" в его статье, если исходить из того, что она посвящена развитию искусства на Луганщине, а не во всей стране.
Что касается деятельности луганских художников в течение 1930-х г.г., то хочется спросить у Чернова, а кто это - пофамильно? Если они стали художниками (живописцами) и учились на художников в условиях сплошного и всеобъемлющего условного соцреализма, то именно отказаться от чего-то в своём творчестве они могли исключительно только от этого "соцреализма".
Таким образом, если луганские художники в течение 1920-1930-х г.г. не отказывались в своём творчестве от наработок Серебряного века, импрессионизма, экспрессионизма и супрематизма, был ли этот период сложным и трагичным именно для них? Для луганского искусства?
Кроме того, в своей статье Чернов ничего не написал о том, как сказалась на творчестве луганских художников и скульпторов (в лучшую или худшую сторону) развернувшаяся в стране в 1936 году борьба с
формализмом в искусстве.
(некоторые работы учащихся луганского худучилища и его преподавателей за вторую половину 1930-х г.г. упоминаются в заметках, размещённых у меня на сайте на страничках: "
учебные заведения культуры и искусств" и "
музеи и выставки").