Анат Баниэль. Глава 4.
Posted on Май 4, 2012
Принцип 1: Движение со вниманием.
Ничего не происходит пока что-нибудь не сдвинется. - Альберт Энштейн
В предыдущих главах мы упомянули что все в жизни, все, что мы делаем, думаем, чувствуем, изучаем - это движение. Существует два типа движения: то, которое мы делаем автоматически или механически и то, которое мы делаем со вниманием к процессу. Понимание этой разницы это ключ к тому, чтобы помочь вашему ребенку преодолеть его ограничения и проблемы. Обе формы движения важны - Движение со вниманием и автоматическое. Автоматические, повторяющиеся движения позволяют нам надежно выполнять необходимые ежедневные функции - ходить, говорить, готовить, вести машину. Однако, когда мы хотим или нуждаемся в изучении нового навыка или улучшении уже имеющегося - автоматические, повторяющиеся движения нам не подойдут.
Исследования показали что движение проиводящееся автоматически практически не создает новых связей в мозгу. Оно может усилить, повторить существующие схемы - включая и те, что мы хотим изменить. С другой стороны, когда наше внимание вовлечено в движение, мозг создает новые связи и возможности с удивительной скоростью - приблизительно установлено что мозг маленького ребенка создает 1.8 миллионов новых связей в секунду!
Понимание этого может изменить жизнь для вас и вашего малыша. Внимание, которое ребенок обращает на свои движения - будь то физические, эмоциональные или умственные усилия - ключ к новым познаниям и развитию, увеличивающий умение мозга создавать новые нейросвязи, меняющий то на что ребенок способен, зачастую в кажущиеся чудесными именения. Этот фактор внимательности - а конкретно внимание к тому что мы чувствуем когда движемся - не исключителен только для детей с особыми нуждами. Этот фактор способствует обучению и улучшению способностей для всех нас, с момента нашего рождения до последних дней жизни. Если вы внимательно понаблюдаете за тем, как двигаются маленькие дети, когда они только начинают ощущать себя и мир вокруг них, вы заметите как глубоко они вовлечены и сколько внимания уделяют движениям. Двухмесячный малыш может часами с неугасимым интересом наблюдать за тем как его собственные ручки двигаются в пространстве. Или посмотрите за годовалым малышом, который увидел игрушку на диване в паре метров от него - ему любопытно, он подползает к дивану, подтягивается вверх, стоит, держась за край дивана, затем тянется правой рукой чтобы достать игрушку. Она слишком далеко. Он встанет на цыпочки, но все равно не может ее достать. Тогда он сгибает правую коленку и поднимает ногу чтобы залезть на диван, но его нога стукается о край дивана, поскольку он еще не может поднять ее достаточно высоко. Тогда его внимание переключается с игрушки на себя, на ногу. Чтобы забраться наверх и достать игрушку он больше не может полагаться на те движения которые он уже умеет делать автоматически. Он попробует снова, но уже иначе. Он поднимет правую ногу в сторону - что тоже не сработает. Он опять опускает ногу, сосредоточившись на себе. Он подумает несколько секунд, оценивая ситуацию, и на этот раз выгнет спину сильнее чем раньше, поднимая ногу выше. В этот раз, ему удастся закинуть ногу на край дивана, он перенесет давление на эту ногу, подставит локти и удачно заберется на диван.
В тот момент когда то, что он раньше знал, вдруг не сработало, это момент когда малыш должен обращать внимание на свои движения, на то, что он делает. Только тогда его мозг получает новую информацию которая ему нужна чтобы придумать способ залезть наверх. Невозможно предугадать все способы которыми мозг использует ту информацию и умения, которые он получил в процессе движения - но мы знаем что это принципиально. Возможно, умение поднять ногу повыше пригодится, чтобы стоять на одной ноге, залезть по лестнице, подпрыгнуть, кататься на коньках, или решить задачку по физике. Возможно, его мозг применит эту информацию, чтобы развить подвижность и играть на пианино, виолончели или другом музыкальном инструменте.
Важно понимать, что мы говорим не о том внимании, которое ребенок обращает на вас, на терапевта или учителя, а о том что нужно найти способы помочь ребенку заметить и проследить за собственными ощущениями в те моменты, когда он двигается или вы двигаете его. Помочь ребенку обратить внимание на собственные действия - это открывает новые возможности для обучения и изменений, которые не были бы доступны иначе. Поэтому так важно различать автоматические движения и “внимательные”. Например, ребенок с трудом может хватать игрушки руками. Мы можем положить его на коврик с машинкой, взять его ладошку, положить ее на машинку, и двигать его руку так, чтобы машинка каталась, веря, что если мы повторим это упражнение достаточно много раз, малыш сможет сделать это самостоятельно. Чаще всего это не работает. Если малыш уже близок к тому чтобы делать это самостоятельно, ваша помощь может помочь ему обучиться делать это самому. Однако, без внимательного участия ребенка к ощущениям в сосбственном теле, если он не помогает сам себе исправлять ошибки - как мальчик залезающий на диван - мало что изменится в его голове. Когда малыш способен обратить внимание на то, что он делает, прочувствовать свои движения - важные перемены наступят практически сразу.
Зачастую сложность или даже невозможность такого “внимательного” подхода и есть особенность ребенка (с дефицитом внимания, например), в других случаях ребенок сам мешает себе двигаться осознанно. Но то что я поняла, работая с тысячами особенных детей и их родителями, это то, что не только абсолютно необходимо помочь детями обучиться быть внимательными к себе и к тому, что они чувствуют, но и возможно развить эту способность.
Внимание! Ваш ребенок учится.
Родительская самоотверженность и готовность проводить часы с ребенком занимаясь повторяющимися упражнениями, пытаясь помочь ему развить способности или движения к которым он сейчас не способен трогательна и вдохновляюща. И очень трудно, когда, спустя месяцы таких усилий, результаты весьма ограничены. За годы практики, я поняла что именно сдерживает ребенка - когда упражнения выполняются механически, ребенок запоминает и фиксирует его опыт. Он запоминает то, что на самом деле с них происходит - а не то, чему мы пытаемся его научить. Те схемы, сформировавшиеся в его голове, включают ВСЕ что он испытал во время этих упражнений - физических или когнитивных - включая схемы того что он НЕ МОЖЕТ выполнить это движение или умения, или не способен выполнить его хорошо. Это то что я называю “шаблон неудачи”. И очень легко просмотреть и пропустить чувства ребенка в успешности или неудаче этого процесса, и эти чувства тоже включены в схемы в его голове.
Посмотрим на малыша с ДЦП, которые не может самостоятельно стоять. Каждый раз когда ему погают принять вертикальное положение, его колени сгибаются, ноги перекрещиваются, и мускулы в ногах сокращаются или судорожно двигаются. Если мы повторим этот опыт еще и еще в попытках обучить его стоять, каждый раз, когда он даже подумает о “стоянии” - его мозг повторит шаблон, который он испытал и запомнил - боль, неудачу. Он учится “не стоять” больше, чем “стоять”.
“Он изменился!”
Впервые я встретила Райана и его брата-близнеца, Брандона, когда им исполнилось два года. Райан получил диагноз “аутизм”, в то время как развитие Брэндона было нормальным. Во время нашей первой встречи, я заметила, что Райан не смотрит в глаза ни мне, ни кому-либо еще. В то время как Брэндон играл с игрушками, Райан сидел на коленях отца, с силой выгибая спину и откидывая голову. Он стонал и плакал, повторяя эти движения снова и снова. Я узнала что Райан не говорит и не осознает других людей, не отвечает на свое имя, с трудом ест и часто отказывается от еды. В комнате с другими людьми он прячется. Он физически слаб. В то время как родители рассказывали мне о Райане (он был рожден сильно раньше срока и у него были медицинские проблемы), Райан продолжал выгибать спину и откидывать голову. Его отец крепко держал его, большей частью чтобы он не упал. Мне было ясно что эти движения райана были автоматическими - он не пытался убежать от отца. В то время как родители казались спокойными, было понятно что состояние Райана потрясло их. Они пытались помочь ему любыми способами, и ничего не работало. Я наблюдала за Райаном, и поняла что он не ЗНАЕТ что он постоянно движется. Несмотря на то что его таз постоянно двигался, спина выгибалась, казалось что он не знает что они у него есть. Казалось, что Райан вообще не осознает что его тело существует.
Я не пыталась изменить или контролировать его поведение, хотя, как и у многих людей, моей первой реакцией было желание заставить его прекратить.Но я знала что ничего хорошего из этого не выйдет. Я внимательно наблюдала на Райаном и пыталась понять как же ему помочь. Райан двигал таз вперед каждый раз когда он выгибал спину, и назад когда он останавливался. Чтобы обратить внимание Райана на его движения, я осторожно положила ладони по обеим сторонам, на бедра, и позволила ладоням двигаться вместе с нимю Каждый раз когда он двигался назад, я слегка прижимала его к отцу… Мое осторожное - но чувствительное! - прикосновение и постоянное давление акцентировало ощущения которые эта часть его тела испытывала, помогая Райану ощущать сосбтвенное движение. И хотя он продолжал выгибаться, сила его движений и частота уменьшились, давая мне знать что он ощущает и меняется. Затем, я осторожно взяла его левую ногу и начала двигать ее в разные стороны, гадая что же он чувствует. Его нога была жесткой и туго напряженной. Через пару минут таких движений, Райан перстал двигаться на пару секунд и посмотрел на свою ногу. Я помню, что тогда на его лице было выражение как если бы он впервые понял что у него есть такая вещь, которую мы называем ногой. Это показало мне что он ощущает движение с вниманием. Это продолжалось всего несколько секунд и затем он снова начал изгибаться. Я сменила ногу, и вновь Райан остановился и посмотрел на свою ногу. Он глядел с любопытством и вниманием на то как я двигала его ножки по очереди. В этот момент мы были сконцентрированы друг на друге, с полным вниманием к его ногам и тем движениям что происходили. Его отец с трудом сдерживал слезы - его ребенок менялся у него на глазах.
Теперь, когда Райан полностью и внимательно сконцентрировался на движениях своих ног и собственных ощущениях, его мозг начал меняться с огромной скоростью. Я подумала что, возможно, теперь некоторые слова будут иметь для него смысл. “Ох, смотри - твоя нога!” - я сказала с преувеличенным энтузиазмом, как если бы я увидела ее впервые. Я продолжала: “А сейчас твоя нога двигается сюда… и сюда.. и обратно”. Внезапно он посмотрел прямо мне в глаза, как если бы он впервые осознал мое существование. Он смотрел долго и внимательно, как если бы он меня узнавал. Он расслабился и успокоился… и улыбнулся. До конца занятия он больше не выгибался и не кричал. Райан занимался в нашем центре еще два месяца, практически все его симптомы исчезли или значительно уменьшились. Он стал сильнее, перестал прятаться, стал общаться и играть с братом, хорошо есть. Его мама рассказала, что “ему интересно когда мы с ним разговариваем, он все понимает”. Она улыбалась - “Он совершенно изменился!”.
Движение со вниманием в жизни.
Вы можете практиковать движение со вниманием в собственной жизни, вам не нужен терапевт, режим или значительные изменения. Будь то обед с ребенком, одевание, упражнения или домашние задания, игра или купание - поищите способ обратить внимание ребенка на то, что он делает. Это значительная часть того “как я это делаю” - вы уже все это делаете каким-то способом. Помните, его внимание не должно быть на ВАС, оно должно быть на нем самом.
Итак, как же понять что ребенок внимателен:
“Внутренний взгляд” - этот принцип далеко не нагляден. Когда Райан впервые стал “внимательным”, остановился, казалось что он просто смотрит в пространство. Но это не означало что он отключился от внешнего мира, наоборот - он внимательно сосредоточился на тех ощущениях, что внешний мир ему приносил. Вы, наверняка, замечали такие моменты у своего ребенка… такие моменты цените на вес золота. Это важно - дать ребенку время быть внимательным к себе, не прерывать его, не пытаться вырвать его из этого моментального транса. Это то время, когда его мозг переполнен новой активностью, это время новых возможностей, это момент изменений.
“Слежение” - Другой показатель что ребенок внимателен это то как он смотрит или следит глазами за движением - собственным, вашим или катящимся мячиком. Так же как и со взглядом, вы можете заметить что он следит за звуком который слышит - например если он останавливает игру, чтобы что-нибудь послушать.
“Ожидаемое участие” - еще один показатель это когда происходит активность, которую ребенок ощущал или видел раньше, и вы замечаете что он ожидает того, что случится далее. Возможно, он знает, что его подхватят на руки - и его мускулы уже слегка подрагивают и он протягивает руки к вам. Не важно получается ли у него это полностью, важно - то, что он пытается это делать. Даже самые маленькие такие движения рождают перемены.
“Радость” - самый простой знак это когда ваш ребенок получает удовольствие от того, что он делает. Смеющийся, счастливый ребенок - запоминает и развивается. “Это все игра” - когда ваш ребенок хочет поиграть. Неважно, что вы делаете, если ребенок считает что это игра - он активно участвует. В эти моменты - с его точки зрения - он создает весь свой собственный мир, и это требует внимания.
Способы “движения со вниманием”
“Собственное внимание” - ключ к помощи вашему ребенку это ваше собственное внимание. И здесь важно внимание не осуждающее, внимание принимающее, открытое и глубокое, к действиям вашего ребенка, его опыту и поведению. Представьте себе, что вы соединены проводом, и мозг вашего ребенка способен прочитать происходящее у вас в голове. И когда вы внимательны и организованны, его мозг учится этому же. Я часто говорю родителям, умение быть внимательным которое вы привносите в ваше общение и взаимодействие с ребенком это модель того, как его собственный мозг может быть внимательным. Важно думать о внимании как о действии, о чем-то что вы делаете и чему можно научится.
“Движение тела” - во время ваших обычных дневных занятий, обратите внимание на ваши движения. Например, когда вы наклоняетесь чтобы поднять малыша - остановитесь. Не заканчивайте движение, а посмотрите - ждет ли он, что вы его поднимите. Обращает ли внимание на вас? Включается ли он в то, что вы делаете - может быть он улыбается или смотрит на вас, тянется к вам, пытается подпрыгнуть? А возможно он только пытается к вам потянуться, но его мышцы не дают ему этого пока сделать, возможно он просто взглянул на вас на секунду. Когда вы заметили это внимание - тогда можно закончить ваше действие. В это момент вы оба были внимательны друг к другу. Если вы не заметили внимания с его стороны - попробуйте его добиться не поднимая ребенка. Вместо того чтобы взять его на руки, распрямитесь, подождите пару секунд, позовите его по имени, посвистите, пропойте его имя, пощелкайте языком. Затем попробуйте еще раз. Не нужно пытаться делать это десятки раз подряд, просто попробуйте один раз.. затем, в следующий раз когда вы меняете малышу подгузник, или когда вы зовете ребенка обедать.
“В мышлении” - обучение ребенка вниманию к собственному мышлению поможет ему думать лучше. Вы можете ему помочь помогая ему осознать как он общается с вами и другими. Простейший способ это задавать вопросы. Например, если он может разговаривать, но его сложно понять из-за проблем с речью - даже если вы можете догадаться что он говорит, не понимайте его слишком быстро. Не “заполняйте пропущенное”. Не говорите ему чтобы он “разговаривал внятно. (Помните, если б он мог - он бы говорил). Вместо этого, спокойно скажите - “Я не понял, что ты мне сейчас сказал. Ты что-то хочешь?”. Возможно, он не ответит. Возможно, он даже не знает, что его сложно понять (Возможно, вы-то его понимали до этого). Не пытайтесь вытащить ответ из него клещами. Просто подождите пока он что-либо скажет. Если вы примерно представляете о чем речь, спросите: “Ты хочешь… ?” и тогда можете предложить свой вариант. “Да или нет?” и подождите ответа. Если это не что-то очень срочное, то продолжайте процесс пока он не скажет да или нет. Если он ничего не говорит, предложите другой вариант. Это способ обратить его внимание на собственную речь, на разницу между “быть понятым или нет”, на то что имеет значение как он говорит, какие слова выбирает. Это не только помогает улучшить произношение, но и помогает упорядочить мышление.
“Энергия моего прикосновения”. Ваше прикосновение это мощный стимул пробуждающий внимание. Это мощнейший инструмент общения с мозгом ребенка. Когда вы прикасаетесь к ребенку он ощущает себя и собственные границы - где он есть и где его нет. Внимательное и любящее прикосновение необыкновенно важно для нашего физического, эмоционального и умственного развития. Когда к ребенку не прикасаются, последствия бывают разрушительными. Мы знаем, что дети в детских домах, которые остаются без таких прикосновений - чахнут и иногда даже погибают. Интуитивно, мы все знаем насколько прикосновения важны. Помните, ваши прикосновения должны быть нежными, внимательными, безопасными, поддерживающими, любящими. Прикасайтесь как если бы вы “видели” ребенка пальцами и ладонями - понимая, но не пытаясь изменить или манипулировать. …
Это легче, чем вам кажется.
Сила изменений в движении со вниманием начинается с вас. Возможно, вы беспокоитесь или не понимаете что происходит с вашим ребенком. Ваши повседневные дела поглощают вас и у вас просто нет времени делать что-нибудь еще. В конце концов, вы же не монах-буддист, у которого есть часы и дни, чтобы быть внимательным к мельчайшим деталям, вы не терапевт и не специалист. Но вам и не нужно им быть.
Любое, самое небольшое изменение в вашей способности быть внимательными - будет помогать вашему ребенку. Движение везде - эмоциональное, физическое, интеллектуальное. Любое взаимодействие с вашим ребенком можно использовать как возможность быть внимательным, помочь ему расти и развиваться. Практикуйтесь. Со временем, движение со вниманием становится частью вашей жизни, это просто то, как вы живете. Родители детей рассказывают мне, что внимание - это подарок. Подарок, который меняет не только способности и умения ребенка, но меняет сам опыт, придает обьем и полноту ощущения жизни.