Оторопь. Именно такое слово лучше всего подойдет, чтобы описать первое впечатление от IV Салона: огромный зал, весьма плотно заполненный столами с винами (им было отдано предпочтение) и различной снедью, среди которой, вне всякого сомнения, на первом месте был хамон. Такое впечатление, что никакого кризиса нет и в помине и что этот Салон - первый, начальная точка, артподготовка к наступлению продукции сельского хозяйства Испании на российский рынок.
Уже потом, после более или менее близкого знакомства со всем обилием представленной продукции, стало понятно: это - не артподготовка. Это - планомерное наступление, с четко выверенной стратегией и тактикой. В основе которой - по крайней мере, по отношению к продукции виноделия, - желание показать все многообразие винного мира Пиренейского полуострова.
Положа руку на сердце, что мы знаем о виноделии Испании? Риоха? Да! Андалусия? Скорее, да, чем нет. А дальше? Многие ли без запинки вспомнят про Наварру, про Арагон, Пенедес, Риберу-дель-Дуэро, Руэду… Одной только Ла Манче повезло - да и то, благодаря Сервантесу… Так вот, этот Салон я для себя образно назвал «психологическая атака Ла Манчи и Утьел-Рекены». Именно вина этих винодельческих регионов были представлены наиболее широко - и наиболее интересными образцами.
Эх, молодое поколение, молодое поколение… Опередило меня и лишило возможности немного повосхищаться отведанным, так что придется заняться скучными размышлениями о бренности всего сущего, о новых - на мой взгляд, - веяниях и о возможных перспективах.
Начну издалека. С того, что на Салоне были представлены все ведущие импортеры испанских вин. И, признаться честно, меня экспозиции российских импортеров порадовали, а в ряде случаев удивили. Запишите «ОКВ». Испанская коллекция очень достойная. «Казумян». Хересы от Gonzales Byass, хересный бренди. «М-Виником», «Симпл», United Distributors, «ФортЪ»… В общем, постарались все. И спешу сообщить: не взирая на кризис, некоторые компании продолжают пополнять «стоки», что дает право надеяться на вполне достойное наполнение полок магазинов даже после предновогоднего ажиотажного спроса.
Несколько замечаний общего свойства.
Во-первых, мне показалось, что испанские виноделы слишком увлеклись бочкой, и зачастую вина Crianza производили более приятное впечатление, чем «задубленные» Reserva и Gran Reserva. (Обращаю внимание: сказанное вовсе не означает, что они были плохими. Просто лично мне куда более интересными кажутся вина, в которых удается передать нюансы терруара, а выдержка в бочке их нивелирует).
Во-вторых, было представлено довольно много игристых вин. И вот на что я обратил внимание: ни одного, сделанного по технологии, отличной от классической, т.е., бутылочной. Так вот, при обилии достойных образцов и, увы, при полном отсутствии образцов выдающихся (ну, мне не попались), я просто обязан был задаться вопросом: а ну как однажды испанские виноделы решат, что негоже их игристым быть «на задворках» у шампанского? Технологии есть, виноделы есть, виноградники есть… Не так уж и много остается сделать, чтобы конкурировать в Шампанью на равных.
В-третьих, меня озадачило то, что было представлено много вин, явно нуждающихся в дальнейшей выдержке в бутылке. Что, честно говоря, как-то не укладывается в, насколько мне известно, негласно существующее в Испании правило не представлять публике не готовое к употреблению вино. С другой стороны, я могу понять желание многих семейных хозяйств провести нечто наподобие en primeur, чтобы дать возможность познакомиться со своей продукцией. Ибо другой возможности ни у них, ни у российских профессионалов рынка просто не будет: объемы производства слишком малы. И отсюда следует последнее замечание.
В-четвертых, впервые было представлено такое большое количество небольших семейных компаний, вина которых явно претендуют на то, чтобы стать маленькими сенсациями. Скажу больше: давно представленные на российском рынке «гранды», на мой взгляд, проигрывают, причем значительно проигрывают, динамичным семейным хозяйствам - из той же Ла Манчи или Утьел-Рикены.
Пожалуй, на этом можно ставить… Вот именно: МНОГОТОЧИЕ. Ибо зацепило. И теперь хочется узнать о виноделии Испании всё, что только возможно. Побывать. Посмотреть. Понять. Понять, как в сухом и жарком климате Ла Манчи удается делать восхитительно легкие и свежие вина. Как Dagon Bodegas умудряется создавать свои совершенно фантастические шедевры на темы виноделия, совершенно не похожие ни на что. Кто в Андалусии додумался делать не хересы, а обычные вина, причем вина великолепные. Ну, и так далее, и тому подобное.
В общем, СПАСИБО. Спасибо Торгово-Экономическому Отделу Посольства Испании в России, спасибо всем, кто принял участие в Салоне и, конечно же, спасибо тем, кто обеспечивал его работу. Спасибо за множество новых и интересных открытий. За саму возможность лично пообщаться с интереснейшими людьми: «Мы делаем вино не ради денег, но ради удовольствия»…